Регулирование

Не в отдельно взятом регионе: Саратовская область стала площадкой для обсуждения насущных общеотраслевых тем


saratov.gov.ru

В Саратове завершился архитектурно-строительный форум «Строительная неделя», организаторами которого выступили Минстрой России, Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) и Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ). Ключевым событием мероприятия стало пленарное заседание, посвященное развитию строительной отрасли в Поволжье, однако говорили на нем, скорее, об общефедеральных, а не о региональных проблемах.

В частности, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко сообщил, что сокращение административных барьеров и сроков существующего в данный момент инвестиционно-строительного цикла — основное, над чем сегодня работает министерство.

«Год назад в рамках федерального закона №275 мы разложили весь инвестиционно-строительный цикл и процесс согласований, — отметил он. — Из 96 процедур остались 32. Но остались 989 согласований с органами власти, из-за чего инвестиционно-строительный цикл в среднем составляет 1831 день. Эти сроки напрямую влияют на эффективность стройки и сдерживают реализацию крупных проектов. Задача на этот и следующий год — сократить его на 30%».

По словам Сергея Музыченко, частично эта работа уже выполнена с принятием федерального закона №124. Теперь органы власти не могут повторно запрашивать от застройщиков уже имеющийся у них документ. В итоге на 220 документов сегодня требуется меньше. «Такая мера уже содержалась в федеральном законодательстве и ранее, но Градостроительный кодекс (ГрК) РФ предписывал заново запрашивать документы и заверенные копии на каждом этапе согласований, что при ошибочно поставленной запятой возвращало застройщиков на предыдущий этап согласований», — уточнил замминистра.

Сергей Музыченко подробно остановился и на дублировании процедур в ходе прохождения госэкспертизы, в том числе экологической и историко-культурной. Сейчас их приходится проходить последовательно, что занимает больше года, и каждая из них может вернуть на предыдущий этап для корректировки документации. Сегодня в результате принятых решений цикл сокращен на 60 дней, и некоторые из экспертиз можно проходить параллельно.

Замглавы Минстроя констатировал, что ведомство и экспертное сообщество активно обсуждают вклад стройиндустрии в экономику страны. «Строительная сфера, — подчеркнул Сергей Музыченко, — дает наибольший мультипликативный эффект для экономики, что доказывают огромные цифры занятых в этой отрасли и количество введенных квадратных метров».

В продолжение разговора о кадрах он напомнил, что в пандемию девелоперы столкнулись с недостатком рабочих на стройках и даже ИТР. Сейчас министерство совместно с вузами выстраивает образовательные программы. Они в том числе позволят ликвидировать недопонимание, возникающее при анализе законодательства со стороны финансовых контролеров и строителей в силу разных подходов к документам. Соответствующие программы уже стартовали в регионах.

Сразу три важные темы — ценообразование, КРТ и госконтракты — затронул в своих выступлениях на форуме президент НОСТРОЙ Антон Глушков. Так, говоря о наполнении Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), он призвал активизировать работу местных органов власти с производителями и оптовыми поставщиками строительных ресурсов. «Без этого диалога невозможно быстро наполнить и запустить в системную работу ФГИС ЦС», — подчеркнул глава нацобъединения.

Антон Глушков напомнил, что в соответствии с поправками в Методику по внесению информации в ФГИС ЦС функцию по наполнению системы будут выполнять не только поставщики, подрядчики, но и органы исполнительной власти субъекта РФ. «Те регионы, в которых диалог между саморегулируемыми организациями и исполнительной властью налажен, выступают пилотами и отличаются если не повышенным наполнением системы, то значительным процентным приростом, — пояснил он. — Сейчас в субъектах наблюдается большая разница: в одних наполнение ФГИС ЦС составляет всего 3-4%, в других, как, например, в Ивановской области, приближается к 100%».

По словам президента НОСТРОЙ, основная сложность с наполнением системы ценообразования в строительстве кроется в том, что предприниматели, поставщики и производители стройматериалов не понимают необходимости размещения этой информации. «В настоящий момент независимо от того, разместили они эту информацию или нет, на сбыт их продукции это никоим образом не влияет, — посетовал Антон Глушков. — И вот здесь возникает дилемма: с одной стороны, все, наверное, очень быстро захотят разместиться в ФГИС ЦС, когда это станет обязательной нормой, с другой стороны — обязательной нормой это не станет, пока не будет достигнуто наполнение этой системы. Именно поэтому так важен диалог между всеми участниками стройотрасли и органами власти».

Вторую часть своего доклада глава профсообщества посвятил комплексному развитию территорий (КРТ), сообщив, что с начала года в стране стартовала реализация почти 100 таких проектов. В общей сложности в регионах сегодня рассматривается применение механизма КРТ в отношении 766 территорий общей площадью более 28 тыс. гектаров. Однако такая позитивная картина, по его мнению, является успешной только формально. Все реализуемые в субъектах проекты КРТ можно разделить на четыре категории: формальные, КРТ для сокращения аварийного и ветхого жилья, сознательно сделанная привлекательной для инвесторов территория, но ее параметры вызывают вопросы, и проекты, которым для максимально быстрого начала и прохождения присвоили статус КРТ. «Все эти проекты фактически не являются КРТ или неинтересны инвесторам, — считает Антон Глушков. — Для реального старта КРТ нужно решить ряд финансовых и нормативно-правовых вопросов, включая возможность получения дешевых кредитов на покупку земли под КРТ для застройщиков и разработку требований к соответствующей региональной документации».

В связи с этим НОСТРОЙ предлагает, к примеру, заменить положения ГрК РФ, позволяющие уполномоченным органам власти в одностороннем порядке расторгать договор о КРТ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств застройщиком, на исключительно судебный порядок расторжения договора о КРТ. Также предлагается закрепить в Градкодексе порядок определения общего совокупного объема строительства в целях проведения торгов на право заключения договора о КРТ, в том числе путем указания на необходимость принятия соответствующего подзаконного нормативного-правового акта о порядке расчета.

Также Антон Глушков добавил, что отраслевая разобщенность мер поддержки приводит к «нагромождению» договорных конструкций. Например, договор о КРТ и соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). «В связи с этим предлагается предусмотреть возможность в самом договоре о КРТ закреплять условия о гарантиях и мерах поддержки, предусмотренные СЗПК. Это позволит повысить гарантии застройщиков, осуществляющих реализацию таких программ», — пояснил он.

Рассказал в Саратове глава нацобъединения и о результатах мониторинга более 6 тыс. государственных контрактов стоимостью не менее 100 млн рублей на общую сумму 5,2 трлн рублей, подпадающих под постановление правительства РФ №1315 о возможности изменять цену контракта на 30% в связи с ростом стоимости стройматериалов.

По словам Антона Глушкова, только 33,5% или чуть более 2 тыс. проанализированных госконтрактов получили положительное заключение экспертизы на увеличение цены контракта. Девять регионов — Камчатский край, Тверская и Томская области, Еврейская автономная область, Чукотский и Ненецкий автономные округа, республики Калмыкия, Кабардино-Балкария и Саха-Якутия — вовсе не имеют заявок на прохождение повторной экспертизы, при том, что в них заключено 248 удовлетворяющих требованиям постановления №1315 контрактов на общую сумму 176 млрд рублей.

Еще одной проблемой реализации правительственного документа президент НОСТРОЙ назвал доведение лимитов до подрядчиков. «Многие заказчики попросту отказывают подрядчикам в прохождении процедуры по увеличению цены контрактов, обосновывая это отсутствием лимитов. Механизм по выделению бюджетных средств из Резервного фонда РФ разработан, но, к сожалению, весь процесс занимает длительное время», — заключил Антон Глушков, добавив, что общая сумма бюджетных ассигнований из Резервного фонда составляет 71,5 млрд рублей

По материалам

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»