Технологии

Разрабатывать или покупать: на YouTube-канале «Все о стройке» прошел круглый стол по цифровизации в строительстве


/FOTODOM

В мероприятии, состоявшемся при поддержке Минстроя России, Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ) и «ВЭБ.РФ», приняли участие крупные застройщики (ГК «А101», Группа «Самолет», ГК «Единство»), ООО «ТиДев», ООО «Философт» и другие, обладающие неплохими позициями в IT-сфере благодаря разработкам собственных IT-подразделений. Поскольку была задана тема «Разрабатывать самим vs покупать. Зачем все больше девелоперов создают свои IT-продукты», естественно, речь шла об импортозамещении софта.

Участники круглого стола задались вопросами, как сами девелоперы участвуют в разработке IT-продуктов для себя и на продажу, могут ли IT-компании закрыть все потребности российской стройки, возможно ли цифровое взаимодействие конкурирующих застройщиков и так далее.

Тон дискуссии задал вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз, рассмотревший в своем выступлении общий тренд отечественных IT-продуктов для строительства, особенностях отечественного строительного софта. ««Большинство компаний, которые работают с IT-решениями по 10-15 лет, создают продукты под себя, — отметил замруководителя Национального объединения строителей. — Это сервисы не на продажу и не для представления кому-то другому. Данные продукты отточены в том фокусе, где застройщик видит развитие собственного бизнеса». Антон Мороз особо остановился на том, что эффективность цифровизации подтверждена практикой: «Есть объективные показатели, которые демонстрируют, что определенные IT-технологии позволяют экономить до 15% финансовых ресурсов, упорядочивать процесс строительства и делать стройку более прозрачной, быстрой и подвижной».

Операционный директор Gaskar Group (разработчик и поставщик целой линейки IT-решений для стройки) Мария Пешкова сообщила, что ее компания практически в ежедневном режиме взаимодействует с застройщиками в рамках внедрения собственных цифровых продуктов, а также рассказала о возможностях, которые открывает застройщикам сотрудничество с внешним разработчиком готового продукта. «Опытный IT-интегратор сможет перекрыть большинство запросов крупных девелоперов, — подчеркнула Мария Пешкова. — Зачастую внешний разработчик имеет у себя в портфеле множество решений, которые могут быть связаны как с мониторингом рабочих, техники или процессов, так и непосредственно с автоматизацией по управлению проектами». Операционный директор Gaskar Group отметила, что при таком формате партнерства все зависит от IT-зрелости компании и того, насколько она готова автоматизировать все свои внутренние процессы.

А директор по цифровым продуктам группы «Самолет» Павел Гуштюк представил другую сторону процесса — IT-продукты от крупнейшего российского застройщика. По его словам, уже в нынешнем году его компания будет готова самостоятельно начать экспансию на рынке IT-решений для застройщиков, представив свою систему решений в цифровой сфере. В частности, он напомнил, что в цифровом подразделении группы «Самолет» уже идет пилотное тестирование, в рамках которого специалисты компании начали работу с другими девелоперами. «Мы видим, что внедрять экосистемы сложно, поэтому сейчас мы учимся и пытаемся понять, как это делать правильно», — сказал Павел Гуштюк, добавив, что в компании рассматривают не только сотрудничество с российскими девелоперами, но и видят возможность выйти на зарубежные рынки: «Несмотря на большое количество запретов, для разработчиков границы не такие уж и закрытые, и всегда можно выстроить процессы».

Представители других компаний представили свои взгляды на развитие процессов в данной сфере. По словам директора внедрения цифровых сервисов ГК «А101» Татьяны Файнблит, отдельные направления в деятельности застройщика можно «закрывать» готовыми решениями. Так, по ее мнению, для отделов продаж или управляющей компании, дополнительных клиентских сервисов оптимальнее взять готовое решение, лучшее на рынке в настоящий момент. Но при этом, конечно, надо быть смелее и не бояться менять продукты на более актуальные, поэтому в договоре с поставщиком стоит четко оговаривать не только уровень клиентской поддержки, но и условия прекращения сотрудничества.

Участники дискуссии, рассматривая каждый по-своему обсуждаемую проблематику, поднимали разные аспекты. Кто-то, говоря об особенностях взаимодействия с внешними командами разработки, отмечал, что девелопер, принимая решение о привлечении IT-компании на аутсорсинге, должен понимать, что он «садится на иглу» и попадает в некую зависимость. Поэтому застройщик должен быть готов к тому, чтобы, покупая на рынке имеющиеся там IT-продукты, перестраивать под них как финансовую модель, так и бизнес-процессы.

Эксперты назвали те факторы, которые тормозят цифровизацию процессов. По их мнению, девелоперам порой не хватает «продвинутости», гибкости. У большинства застройщиков есть проблемы с тем, что у них все слишком зарегламентировано. К тому же наблюдается такое явление, как внутренний саботаж. Сотрудники иногда прибегают к нему, саботируя цифровой формат как таковой. Это добавляет сложностей при внедрении IT-продуктов.

Антон МОРОЗ, вице-президент НОСТРОЙ:

«Есть продукты, разработанные под конкретных застройщиков, которые понимают, где эти IT-продукты способны решать те или иные проблемы. Средние застройщики предпочитают находить готовые решения либо заказывать на рынке у IT-компаний. Современные компании стараются идти в ногу со временем, с действующим развитием цифровых технологий. Поэтому однозначно сказать, нужно ли создавать самому, заказывать или покупать, — нельзя. У каждого свой путь»

По материалам

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»