Инфраструктура

Верной дорогой: Новосибирская область подвела пятилетние итоги нацпроекта БКАД


/FOTODOM

В Новосибирской области приоритетный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) стартовал в 2017 году, а в 2019-м он обрел статус нацпроекта. Завершить его реализацию планируется в 2030 году.

О том, сколько километров дорог на территории региона удалось привести в порядок за минувшую пятилетку и во что это обошлось, о борьбе за качество, об освоении новых материалов и технологических подходов к организации работ «Стройгазете» рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский.

«За пять лет в Новосибирской области отремонтировано, реконструировано и построено более 960 км дорог, выполнено около 100 км дорожных ограждений, установлено почти 100 светофоров и свыше 10,5 тыс. дорожных знаков, 20 км линий освещения. Я привожу эти детали так подробно, потому что все они влияют на безопасность дорожного движения, позволяют снизить аварийность — а это одна из главных целей национального проекта», — отметил министр.

По его сведениям, большинству работающих на нацпроекте подрядчиков за пять лет удалось либо модернизировать имеющиеся, либо построить новые асфальтобетонные заводы, приобрести новое оборудование лабораторного контроля. «Действуют они в рамках требований Технического регламента Таможенного союза, соответствующих новым стандартам. Все это позволяет получать более качественную и долговечную дорожную одежду», — добавил Анатолий Костылевский.

Поднимать профессионализм муниципальных заказчиков

Несмотря на то, что качество строительства и ремонта автодорог находится под особым контролем губернатора области, проверки ведутся многоступенчато, а нерадивые компании вносятся в реестр недобросовестных подрядчиков, брак, как признает министр, упорно норовит просочиться в плоды труда дорожных строителей. Печальным рекордом стало случившееся пару лет назад крупномасштабное исправление брака одним из подрядчиков, которому по результатам приемки работ пришлось в одном сезоне за два приема переложить 18 тыс. кв. м дорожного полотна. Это обширное нарушение было выявлено на территории регионального центра, но в целом недоделки чаще допускаются в районах области.

«Не секрет, что квалификация региональных и федеральных заказчиков, как правило, заметно выше, чем муниципальных, поэтому на муниципальном уровне приемка объектов хромает, — пояснил Анатолий Костылевский. — В связи с этим мы уже несколько лет проводим в марте-апреле курсы повышения квалификации для специалистов муниципальных образований с целью дать им элементарные знания: как планировать, как принимать дорожные объекты, как вести претензионную работу».

Перспективы на 2022 год

По словам министра, с 2017 года на реализацию национального проекта в Новосибирской области направлено более 35 млрд рублей. В 2022-м финансирование составляет 9,84 млрд: 4,26 млрд — средства федерального бюджета, 5,34 млрд — областного, 240 млн — местных бюджетов.

В 2022 году своевременно проведена контрактация объектов дорожной отрасли, ведутся работы на 107 объектах, из них 96 — вводные. «Около 300 километров дорог мы должны ввести в текущем году», — уточнил Анатолий Костылевский.

Он сообщил, что завершены работы на 27 объектах, из которых 10 официально введены в эксплуатацию. Важными объектами являются продолжающиеся реконструкции «вылетных» магистралей Новосибирска (Гусинобродское шоссе, улицы Кедровая, 2-я Станционная, Большая), в приоритете реконструкция ряда крупных городских магистралей, строительство новых дорог в районе новой Ледовой арены, завершение комплекса сооружений четвертого автомоста через Обь. В числе первоочередных задач Новосибирской области также восстановление дорог, ведущих к школам, больницам, детсадам.

Анатолий Костылевский особо подчеркнул, что текущая экономическая обстановка не отразилась на реализации национального проекта в области: работы ведутся под особым контролем региональных властей, а известное удорожание материалов удается компенсировать предпринимаемыми на федеральном и региональном уровнях мерами по пересмотру стоимости контрактов.

Повышение связанности территорий

Касаясь планов национального проекта «Безопасные качественные дороги» на 2023-2027 годы, министр отметил, что основой акцент будет сделан на продолжении укрепления и развития опорной сети дорог, повышении транспортной связанности территорий: разработан перечень объектов опорной сети, включающий данные по соответствию нормативному состоянию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

По его словам, до конца 2024 года необходимо будет привести в нормативное состояние не менее 50% региональной сети дорог и не менее 85% опорной сети дорог в рамках Новосибирской агломерации, при этом уже к концу 2022 года требуется достичь показателей 44% и 74% соответственно. Планируется отремонтировать 27 искусственных дорожных сооружений (суммарно 2 тыс. погонных метров мостов).

С точки зрения совершенствования организации работ областные власти намерены добиться закупки и доставки основных материалов в зимний период, когда отсутствуют сезонные ограничения по нагрузке на ось на дорогах общего пользования, а цены у поставщиков ниже.

О цементобетоне без фанатизма

Говоря о внедрении прогрессивных материалов, министр сообщил, что Новосибирская область является одним из лидеров в России по использованию цементобетонов при строительстве и реконструкции дорог. «У нас Северный обход построен в цементобетонном исполнении; дорога на Омск от Чулыма до границы с Омской областью построена с применением цементобетона, строящийся ныне Восточный обход тоже будет «цементобетонным», — детализировал Анатолий Костылевский. — Также часть реконструируемой трассы на Ленинск-Кузнецкий из-за ее высокой загруженности тяжелым транспортом рассчитана проектировщиками в цементобетонном исполнении».

Сегодня цементобетонные дорожные одежды оцениваются некоторыми экспертами как более приемлемые и перспективные в силу своей повышенной износостойкости, но министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области полагает, что однозначно отдавать предпочтение цементобетону или асфальтобетону некорректно: каждый из материалов имеет свои плюсы и минусы — и приоритет использования должен определяться при проектировании дорожных объектов индивидуально.

Справка Территориального управления автомобильных дорог Новосибирской области:

Общая протяженность областной дорожной сети — 14 759 км


Протяженность федеральных автотрасс — 755 км


Протяженность территориальных дорог — 12 772 км


Протяженность внутрихозяйственных дорог — 1 232 км


Общая протяженность основных магистралей (федеральных и территориальных) — 1 469 км


Протяженность улично-дорожной сети Новосибирска — 1 385 км

По материалам

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»