Архитектура

Архитектурный шик: облик и дизайн каждой станции московского метро уникальны

Названы лидирующие округа Москвы по вводу недвижимости

Жилье
23.05.2023

В премиальных новостройках Москвы на треть вырос спрос на квартиры с террасами

Жилье
23.05.2023

В преддверии сезона в России подешевели загородные объекты

Строительство
23.05.2023

Строители приступили к завершающей стадии монолитных работ в ЖК «Остров.4»

Городская среда
23.05.2023

В Москве разметили около 16 тыс. пешеходных переходов

Жилье
23.05.2023

Спрос россиян на недвижимость в ОАЭ вырос на треть

Жилье
23.05.2023

Россияне запланировали потратить на обновление дачи до 100 тысяч

Жилье
23.05.2023

В Москве благоустроили 1,6 миллионов «квадратов» дворовых территорий в рамках реновации

Все новости

Реклама

Реклама

  • Какие характеристики являются для вас приоритетными при выборе квартиры в новостройке? (можно выбрать до трех вариантов)

    Стоимость жилья  

      (75.32%)

    Транспортная доступность жилого комплекса  

      (72.73%)

    Расположение жилого комплекса  

      (55.84%)

    Уровень развития инфраструктуры в районе  

      (31.17%)

    Надежность застройщика  

      (24.68%)

    Наличие отделки в квартире  

      (20.78%)

    Архитектура здания  

      (15.58%)

    Уровень благоустройства жилого комплекса  

      (12.99%)

    Видовые характеристики квартиры  

      (9.09%)

    Класс жилья (комфорт, бизнес и т.д.)  

      (7.79%)

  • К опросу






    Реклама

    Главная

    Публикации

    Архитектура

    Архитектурный шик: облик и дизайн каждой станции московского метро уникальны

    Архитектурный шик: облик и дизайн каждой станции московского метро уникальны

    24 мая 2023


    Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы

    Почти полсотни станций столичной подземки признаны памятниками архитектуры; они не просто служат целям транспортного обеспечения, но и играют роль своеобразного музейного пространства. Поэтому при проектировании новых станций стоит задача сделать их максимально функциональными и комфортными, продолжив при этом уникальные традиции архитектуры московского метро.

    Городские власти всегда декларировали приверженность высокому стилю оформления станций, характерному в предыдущие периоды метростроения. Однако же не было цели следовать канонам классической архитектуры или подражать дизайну прошлых лет, тем более, что новые станции требовали новых, по-настоящему оригинальных и сильных идей. Для этого в 2014 году в мэрии приняли решение возобновить былую практику проведения архитектурных конкурсов, чтобы привлечь новаторские, интересные идеи в создание архитектурного пространства метрополитена. «В этом состязании может выиграть не только идея маститого профессионала, но и хорошая задумка молодого бюро, для которого такой проект может стать трамплином для дальнейшего развития, — уверен партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков. — Это очень позитивная практика, позволяющая найти лучшее решение архитектурного облика станции».

    Через конкурсы уже выбрано более десятка проектов станций, включая шесть на недавно открывшейся Большой кольцевой линии (БКЛ), а также на перспективных Рублево-Архангельской и Бирюлевской линиях и Солнцевском радиусе. Конкурсы на разработку дизайна станций столичной подземки стали привлекательными для десятков и сотен авторских коллективов — как российских, так и зарубежных. Были среди участников и настоящие звезды вроде Zaha Hadid Architects.

    Однако проектирование станции метро — специфическая работа, требующая учета целого ряда особенностей подземных транспортных систем. Например, глава бюро Mad Architects Мария Николаева отметила конструктивные ограничения, связанные с глубиной залегания, особенностью грунтов и прочими нюансами, учет которых также требует креативного подхода и высокого технологического профессионализма. При этом, по ее убеждению, проект станции метро должен быть ориентирован на создание приятного интерьера и обустройство комфортного пространства в условиях подземной среды, в которой люди проводят продолжительное время и которая не является для них естественной. Это комплексная задача для архитектора, требующая формирования позитивного впечатления от нахождения в необычной, стесненной обстановке с искусственным освещением.

    Говоря о дизайне и оформлении станций, практически все опрошенные «Стройгазетой» эксперты отмечают уместность и важность привязки их образа к истории места и географическому контексту. «Например, для станции «Рижской» (БКЛ) основой концепции стал образ арки — «ворота» в город, которыми служит Рижский вокзал, — рассказал руководитель отдела уникальной архитектуры и градостроительства бюро Blank Architects Владимир Тихонов. — Сам район столетие назад находился на границе Москвы и был первым, который видели путешественники, прибывавшие в город. Мы успешно применили этот образ и создали для проекта 16 арок из нержавеющей стали, играющих роль своеобразных «порталов». История места «вшита» в дизайн-код и других станций нового кольца в виде повторяющихся паттернов, орнаментов, мозаичных полотен».

    Еще одной отличительной особенностью новых станций стало размещение узнаваемых арт-объектов, формирующих у пассажиров определенные ассоциации, позволяющих «запомнить» место и визуализировать его в памяти.

    Оценивая качество конкурсных проектов, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов не скупился на комплименты коллегам: «Не будет преувеличением сказать, что самые красивые станции метро получились благодаря конкурсной практике, рождающей новые идеи и имена, позволяющей найти оптимальный баланс между интересным, стильным, ярким решением в оформлении и разумным вложением средств».

    Сергей КУЗНЕЦОВ, главный архитектор Москвы:

    «Город активно поддерживает конкурсную практику, поощряющую профессиональную конкуренцию и общественную дискуссию и создающую почву для появления при создании новых станций метро ценных идей»

    По материалам

    Похожие статьи

    Кнопка «Наверх»