Жилье

Дорогая «аварийка»: регионам стало сложней переселять граждан из непригодных для проживания домов

Сухой способ производства цемента вошел в перечень технологий для заключения СПИК

Жилье
16.02.2023

В Москве снизился объем предложения вторичного жилья

Инфраструктура
16.02.2023

Крупный застройщик построит в Москве 200 тыс. «квадратов» нежилой недвижимости

Инфраструктура
16.02.2023

К проекту «Земля для туризма» присоединились 30 регионов России

Жилье
16.02.2023

Правительство составит рейтинг субъектов по показателям жилищного строительства

Официально
16.02.2023

Минстрой России до 3 марта должен утвердить планы по восстановлению и строительству на новых территориях

Жилье
16.02.2023

На Нагатинском полуострове в Москве построят три элитных жилых комплекса

Жилье
16.02.2023

В Красносельском районе началось заселение первого дома по программе реновации

Все новости

Реклама

Реклама

  • Опрос СГ

    Ощутили ли вы увеличение стоимости ЖКУ, которое произошло в декабре 2022 года?

  • Да, был(а) неприятно удивлен(а) новым платежкам

  • Нет, практически не ощутил(а) поднятие стоимости ЖКУ

  • Как не платил(а) за «коммуналку», так и не плачу

  • Компенсировал(а) подорожание ЖКУ экономией ресурсов

  • Рост трат на «коммуналку» компенсировал(а) за счет снижение других расходов



  • Результат

    Архив опросов






    Вопрос-ответ

    Алена Данилова
    Квалифицированный юрист

    Главная

    Публикации

    Жилье

    Дорогая «аварийка»: регионам стало сложней переселять граждан из непригодных для проживания домов

    Дорогая «аварийка»: регионам стало сложней переселять граждан из непригодных для проживания домов

    17 февраля 2023


    council.gov.ru

    Актуальные вопросы новой программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда рассматривались на круглом столе, который провел на днях председатель Комитета Совета Федерации (СФ) РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко. Запущенная правительством России в августе 2022 года программа охватывает многоквартирные дома (МКД), признанные непригодными для проживания с 2017 до 2022 года.

    Сенатор напомнил, что полномочиями по предоставлению финансовой поддержки регионам, осуществлению мониторинга реализации региональных программ расселения «аварийки» и выполнению условий предоставления финансирования наделен Фонд развития территорий. «Его средства, сформированные за счет предоставленной в 2022 году субсидии, по действующим правилам распределяются между теми субъектами РФ, которые завершили до 1 мая 2022 года реализацию прежней программы расселения (МКД, признанные аварийными до 1 января 2017 года), — уточнил Андрей Шевченко. — В настоящее время переселение в рамках новой программы начали семь регионов — Кабардино-Балкарская и Чеченская Республики, Магаданская, Саратовская и Сахалинская области и города федерального значения Санкт-Петербург и Севастополь. По прогнозам, в 2023 году завершат предыдущий этап расселения и приступят к ней еще 40 субъектов РФ».

    Перед мероприятием парламентарии провели мониторинг региональной практики, позволивший им выделить ряд препятствий, которые могут негативно отразиться на «запуске» новой программы. Обсуждению вопросов, возникших на старте ее реализации, и было посвящено заседание круглого стола.

    Желания и возможности

    Прежде всего Андрей Шевченко указал на возросшие трудности с финансированием переселения граждан из «аварийки». По его словам, в регионах наблюдается увеличение расходов на расселение этого жилфонда, связанное с ростом стоимости возведения новостроек. Правительство в 2022 году в оперативном порядке выделило бюджетные ассигнования в размере 24 млрд рублей на покрытие таких региональных расходов, однако эти средства дошли лишь до 43 субъектов РФ, да и то не в полном объеме. Например, дефицит средств Архангельской области составил чуть больше 4 млрд рублей, а сумма дополнительной поддержки региону — чуть больше 2 млрд рублей. Целому ряду регионов поддержка вообще не была предоставлена, в связи с чем сенатор предложил предусмотреть сейчас возможность пересчета лимитов или выделения допсредств.

    Андрей Шевченко также отметил, что по новым правилам уровень софинансирования регпрограммы за счет федерального бюджета не должен превышать 60%. Он напомнил, что с 2017 по 2019 год соотношение финансирования из федерального и регионального бюджетов составляло 75% и 25% соответственно, а с 2019-го — 89% и 11%. И теперь регионы просят вернуться к пропорции софинансирования 2019 года.

    Сенатор также напомнил, что в декабре правительство приняло решение о софинансировании в размере 95% программы расселения аварийного фонда для высокодотационных регионов. Однако, по мнению законодателей, этого недостаточно, в связи с чем они обратились в Минстрой России с просьбой рассмотреть возможность увеличения доли софинансирования для дотационных регионов.

    В свою очередь, директор департамента стратегических проектов профильного министерства Ольга Шарова заявила, что при переходе от старой программы к новой остается проблема недостаточности финансирования. По ее словам, в настоящий момент из федбюджета на 2023 год выделено 42,13 млрд рублей, а на 2024-й — 18,8 млрд. И если за 2022 год было переселено 192,73 тыс. граждан из 3,15 млн квадратных метров аварийного жилья, то в 2023-м планируется расселить 139 тыс. человек из 2,5 млн «квадратов». «Основной задачей для себя Минстрой считает осуществление «бесшовного» перехода от старой программы к новой», — заявила чиновник, добавив, что, по уточненным данным, на текущий момент завершили действующую программу 12 регионов, а всего до конца года ее планируют закрыть и приступить к реализации новой 39 субъектов РФ.

    В поисках выхода

    Понятно, что проблемы с финансированием не дают возможности увеличить темпы расселения «аварийки», общая площадь которой, по информации Минстроя России, составляет сейчас более 21 млн кв. м. При этом, как отметил присутствовавший на мероприятии президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков, из 2,5 млрд «квадратов» всего жилого фонда страны 100 млн имеют износ более 60%, поэтому ежегодно порядка 2 млн кв. м могут добавляться к аварийному фонду. Это обстоятельство нельзя не учитывать в ситуации, когда разница между федеральной субсидией и фактической стоимостью «квадрата» в регионах настолько велика, что, по словам Антона Глушкова, при достаточно сложном положении как с федеральным, так и с региональным бюджетами изыскать необходимые средства на так называемую доплату на «сверхцену» у очень многих субъектов возможности нет. «И действительно, даже действующая программа, которая должна быть закончена в 2024 году, в ряде субъектов оказывается под угрозой», — заявил президент НОСТРОЙ.

    В этой связи Антон Глушков обратил внимание участников круглого стола на то, что улучшение жилищных условий до сих пор предполагало снос ветхих и аварийных объектов и строительство новых домов. Однако сейчас, когда в очереди на снос стоят МКД так называемых устаревших серий, решение проблемы ликвидации «аварийки» не всегда предполагает учет износа этих зданий. Вместе с тем, их комплексная реконструкция или перестройка в соответствии с новыми требованиями может значительно сократить затраты бюджета. По словам президента НОСТРОЙ, при решении вопроса о дальнейшей судьбе зданий по большей части исходят из нормативных сроков их эксплуатации, но в данном случае надо учитывать уровень их фактического износа, поскольку запас прочности тех же пресловутых «хрущевок» при правильной эксплуатации достаточно велик.

    Не уповая на бюджет

    Развивая мысль собравшихся в СФ РФ о том, что кроме бюджетных средств на переселение из аварийного жилья есть и другие инструменты, первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Павел Качкаев поддержал предложение аудитора Счетной палаты РФ Натальи Труновой о необходимости развития института некоммерческого арендного жилья при расселении «аварийки». В связи с этим депутат отметил, что действующее законодательство позволяет находить девелоперов, которые могут построить дом и затем сдавать квартиры в нем в аренду. При этом заинтересовать инвесторов можно, в частности, налоговыми послаблениями и получением земли под строительство таких объектов бесплатно.

    Тему найма продолжил первый заместитель председателя Законодательного собрания Свердловской области, вице-президент НОСТРОЙ Аркадий Чернецкий. По его мнению, это очень перспективное направление надо рассматривать как один из основных способов привлечения дополнительного финансирования помимо госденег. «Для этого нужно дать больше свободы региональным властям, которые должны принимать решения, в том числе корректировать эту программу в оперативном порядке», — считает он.

    Существенное дополнение к вопросу об условиях предоставления нового жилья сделал и сенатор Николай Любимов, от Рязанской области. Он предложил включить в действующий нормативный правовой акт варианты предоставления жилья вместо аварийного по социальным нормам — как минимум для тех, у кого это жилье по размерам является избыточным. Кроме того, сенатор поддержал тезис Аркадия Чернецкого о том, что программа отселения из «аварийки» должна носить не срочный, а бессрочный характер, поскольку новое аварийное жилье появляется не дискретно, а практически постоянно. По мнению Николая Любимова, временные горизонты этой программы должны быть значительно расширены еще и потому, что муниципалитеты очень часто боятся признавать жилье аварийным, так как не знают, сколько эта программа будет работать. Ведь если они признают жилье, которое по факту является аварийным, таковым, то у жильцов появляется возможность через суд немедленно принудить муниципалитет заплатить за расселение этого дома.

    21 млн «квадратов» составляет сейчас общая площадь аварийного жилья в России

    По материалам

    Похожие статьи

    Кнопка «Наверх»