Архитектура

Наследник «Окон РОСТА»: здание ТАСС могло быть другим и не на Тверском бульваре

Инсталляция из стеклянных призм украсит комплекс в деловом квартале «Москва-Сити»

Кадры
27.05.2023

В Новосибирске состоится форум «Молодой специалист – строитель будущего»

Жилье
27.05.2023

Более трети россиян назвали идеальной квартиру с тремя комнатами

Городская среда
26.05.2023

В Москве открылась выставка «Община: партнерство — коллективность — утопия»

Архитектура
26.05.2023

ГК «Моспроект-3» представила вектор развития архитектуры метро

Жилье
26.05.2023

В Тюмени построят комфортное жилье за 13 миллиардов

Ипотека
26.05.2023

Россияне одолжили в «Банке ДОМ.РФ» 45 миллиардов на жилье

Бизнес
26.05.2023

В Москве выставят на торги здание XIX века в Замоскворечье

Все новости

Реклама

  • Какие характеристики являются для вас приоритетными при выборе квартиры в новостройке? (можно выбрать до трех вариантов)

    Стоимость жилья  

      (75.32%)

    Транспортная доступность жилого комплекса  

      (72.73%)

    Расположение жилого комплекса  

      (55.84%)

    Уровень развития инфраструктуры в районе  

      (31.17%)

    Надежность застройщика  

      (24.68%)

    Наличие отделки в квартире  

      (20.78%)

    Архитектура здания  

      (15.58%)

    Уровень благоустройства жилого комплекса  

      (12.99%)

    Видовые характеристики квартиры  

      (9.09%)

    Класс жилья (комфорт, бизнес и т.д.)  

      (7.79%)

  • К опросу






    Главная

    Публикации

    Архитектура

    Наследник «Окон РОСТА»: здание ТАСС могло быть другим и не на Тверском бульваре

    Наследник «Окон РОСТА»: здание ТАСС могло быть другим и не на Тверском бульваре

    28 мая 2023


    /FOTODOM

    У «домов» известного российского информационного агентства долгая история, напрямую связанная с историей города. Даже двух. «Прадедушка» ТАСС носил имя Петроградское телеграфное агентство (ПТА) и располагался, соответственно, в городе на Неве. С переносом столицы в Москву в 1918 году ПТА тоже переехало и разместилось в гостинице «Метрополь», а затем в Милютинском переулке. В 1923-м уже под новым названием Российское телеграфное агентство (РОСТА) перебирается в Армянский переулок, а в 1937-м, став ТАСС, на свое нынешнее место — Тверской бульвар, 10. Хотя изначально планировалось построить для агентства новое здание на другом краю бульвара — на пересечении с Тверской улицей. Так, в 1935 году был представлен план реконструкции Москвы, который подразумевал создание в центре столицы «уголка советской прессы», включавшего помещения для редакций газет «Известия» и «Правда». Доминантой предполагалось сделать 20-этажный небоскреб ТАСС, но его проект, разработанный архитектором Ильей Голосовым, не одобрили. Причину «Стройгазета» узнала из архивной публикации своей предшественницы — «Архитектурной газеты» (№27 от 12 мая 1935 года), найденной в фондах Центральной научно-технической библиотеки по строительству и архитектуре (ФБУ ЦНТБ СиА (cntbsa.ru) при ФБУ «РосСтройКонтроль»).


    «Проект здания ТАСС в Москве

    Д. Аркин, М. Барщ, А. Бугров, C. Кожин Новое здание Телеграфного агентства СССР запроектировано на углу Тверского бульвара и улицы Горького. Участок, отведенный под это новое крупное сооружение, предопределяет чрезвычайно ответственное положение здания по отношению к ансамблю одной из центральных площадей Москвы. Постановкой громадного здания на углу Пушкинской площади естественно создается новый архитектурный акцент для всего ансамбля этой части города. Отсюда — исключительное значение, какое приобретает в работе проектировщика решение этого здания как элемента ансамбля и организация самого ансамбля.


    Автор проекта нового дома ТАСС проф. И. А. Голосов, к сожалению, не поставил перед собой этой важнейшей задачи во всей ее полноте. Самое здание решается И. А. Голосовым в подчеркнуто монументальных формах, ему придается также ярко выраженная высотность: это как будто говорит о том, что новое здание мыслится архитектором как архитектурное произведение с большим «радиусом действия» по отношению к окружающему внешнему пространству. Формы, которые архитектор придал зданию, как бы претендуют на центральное (или во всяком случае весьма значительное) место в окружающем ансамбле. Но эта претензия остается только претензией, ибо архитектор, наделив здание чертами сильного ансамблевого действия, никак не организует самого ансамбля и оставляет совершенно неопределенным вопрос о месте и роли в нем здания.



    В самом деле, новый дом ТАСС свой основной композиционный удар направляет на перекресток Тверского бульвара и улицы Горького. Ставя основной высотный объем именно на этом углу, автор проекта тем самым как бы отрезает здание от композиции Пушкинской площади: главная ось этого высотного построения обращена не на площадь, а на случайный угол противоположной стороны улицы. Подчеркнутая вертикальность сооружения в данном случае лишается какого бы то ни было организующего или центрирующего значения по отношению к пространству площади. В то же время эта вертикаль не служит композиционным завершением или архитектурным ориентиром и по отношению к улице: будучи поставленным по красной линии, с некоторым скосом в сторону бульвара, основной высотный об’ем здания оказывается, таким образом, безотносительным к перспективе магистрали. Движение (и зрительное восприятие) идет мимо здания, мимо этой вертикали; последняя не замыкает перспективы и не создает никакой архитектурной точки опоры ни для улицы Горького, ни для магистрали бульвара.


    Новое здание ТАСС в проекте И. А. Голосова трактуется независимо от той среды, в которой это здание будет реально находиться; проект по существу игнорирует вопрос об ансамбле и не дает никакого ансамблевого решения. Это подтверждается и некоторыми существенными композиционными приемами, примененными автором.


    Одним из таких существенных элементов проекта является внушительная арка, прорезающая нижнюю часть здания со стороны Тверского бульвара. Эта арка доставлена параллельно улице Горького и, как видно из генерального плана, выполняет, во-первых, функции входа в здание (под’езд расположен под сводами арки), во-вторых, соединяет Тверской бульвар с внутренним двором-тупиком. Куда же в таком случае ведет эта импозантная арка и для чего ей придана такая значительная роль в общей композиции здания? Совершенно очевидно, что арка, как определенная архитектурная форма, по самой своей природе всегда рассчитывает на сильное и целеустремленное сквозное движение.


    В оформлении этого сквозного движения — весь смысл арки. В проекте И. А. Голосова предусмотрены две возможные ширины улицы Горького в 40 и 60 метров. В первом случае, т. е. при ширине улицы в 40 метров, арка ведет из Тверского бульвара в упомянутый тупиковый двор, т. е. по существу никакого движения не организует и не оформляет. При ширине же улицы в 60 метров арка оказывается как бы боковым руслом основного движения по магистрали; это параллельное русло будет всегда композиционно «забираться» силой движения самой магистрали и в сущности будет лишь мешать этому движению. Композиционный эффект арки в значительной мере сводится на нет тем обстоятельством, что она поставлена параллельно оси магистрали.


    Наконец , устройство входа в самое задание ТАСС под сводами арки совершенно искажает смысл этой последней: опрятный под аркой вход разрывает и задерживает движение под аркой, т. е., иначе говоря, лишает движение его сквозного характера, самый же мотив входа оказывается замаскированным и почти исчезнувшим из внешнего облика сооружения. И тот и другой моменты говорят опять-таки о пространственной изолированности сооружения, о том, что архитектор мыслил его вне окружающего ансамбля, безотносительно к построению последнего.


    О том же свидетельствует и композиционное решение торцового фасада, выходящего на улицу Горького. Так как здание поставлено на углу, то одной своей стороной, по улице Горького, оно непосредственно примыкает к ряду соседних домов, а другой обращено к свободному пространству площади. Поскольку это так, поскольку пространственные условия неодинаковы для одной и другой стороны торцового фасада, самая композиция этого фасада не может не учитывать этого различия, иначе говоря, не должна строится симметрично. Часть фасада, обращенная к открытому пространству, должна быть рассчитана на это последнее, другая часть, напротив того, должна учитывать соседство с примыкающими домами. Архитектор же игнорирует это обстоятельство и дает строго симметричное решение торцового фасада».


    С четвертой попытки

    Примечательно, что нынешним зданием, которое теперь все знают как «бетонный куб» или «телевизор», агентство тоже обзавелось не сразу. В послевоенное время ТАСС быстро развивалось — разрасталась корреспондентская сеть по всему миру, увеличивался и штат московских сотрудников. Старых площадей уже не хватало, и в 1963 году Дмитрий Горюнов, возглавлявший на тот момент агентство, обратился к правительству СССР с просьбой построить для ТАСС новое здание. Так в 1967 году появляется второй проект из стекла и легких металлов, разработчики которого вновь предложили «расти в высоту», но уже до 25 этажей, а на крыше установить световое табло более чем полутораметровой высоты с бегущей информационной строкой. И эта концепция была отклонена. Следующим стал 12-этажный проект, но и он «не прошел», был урезан. Основных версий две: грунты, которые не выдержали бы давления такого большого здания, и проходящая под Никитскими воротами линия секретного «метро-2».

    Поэтому самым жизнеспособным и удачным вариантом стал четвертый — с девятиэтажным зданием (один из этажей — технический), построенным в 1977 году. Архитекторы постарались отразить в облике дома самые яркие эпизоды истории агентства: окна-экраны на два этажа символизируют «Окна сатиры РОСТА» и «Окна ТАСС». Эти большие квадратные окна, из-за которых здание выглядит четырехэтажным, люди сразу же начали ассоциировать с телевизионными экранами в «светлое будущее». Отличительной чертой дома ТАСС стала его скульптурная эмблема: изготовленный из сплава меди и бронзы земной шар над центральным входом, который символизирует присутствие агентства по всему миру.

    По материалам

    Похожие статьи

    Кнопка «Наверх»