Поменять модель: процесс управления МКД требует серьезной перестройки
Содержание
- 1 В Петербурге падает интерес к аренде «коммуналок»
- 2 На рынке термоизоляции из камня появился новый профессиональный бренд
- 3 Оптимизированы требования к проектированию аэровокзальных зданий и комплексов
- 4 Названы риски дистанционного заключения сделки на вторичном рынке жилья
- 5 За квартал в Петербурге продали 38 элитных квартир
- 6 На юго-востоке Москвы появилось креативное пространство из морских контейнеров
- 7 Россияне активизировались на рынке ипотеки
- 8 Россияне перестали интересоваться недвижимостью в Испании
В Петербурге падает интерес к аренде «коммуналок»
Материалы / Техника
04.04.2023
На рынке термоизоляции из камня появился новый профессиональный бренд
Регулирование
04.04.2023
Оптимизированы требования к проектированию аэровокзальных зданий и комплексов
Жилье
04.04.2023
Названы риски дистанционного заключения сделки на вторичном рынке жилья
Жилье
04.04.2023
За квартал в Петербурге продали 38 элитных квартир
Архитектура
04.04.2023
На юго-востоке Москвы появилось креативное пространство из морских контейнеров
Ипотека
04.04.2023
Россияне активизировались на рынке ипотеки
Жилье
04.04.2023
Россияне перестали интересоваться недвижимостью в Испании
Все новости
Реклама
Что обязательно должно быть во дворе современного жилого комплекса?
Детская и спортивная площадки
(42.86%)
Лужайка, деревья и клумбы с цветами
(25.71%)
Зоны отдыха «для всей семьи» (беседки, мангалы, амфитеатр и т.п.)
(14.29%)
Все и сразу
(8.57%)
Площадки для выгула собак, игр и дрессировки
(5.71%)
Большая парковка для машин
(2.86%)
Поменять модель: процесс управления МКД требует серьезной перестройки
5 апреля 2023
/FOTODOM
Ирина ГЕНЦЛЕР, директор направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города»:
Сегодня большинство многоквартирных домов (МКД) в России эксплуатируется и управляется неэффективно. Происходит это по многим причинам, и одна из них заключается в том, что в сфере обслуживания МКД принцип «клиент всегда прав» применяется плохо или не работает вовсе.
Принято считать, что собственник помещения — просто потребитель услуг управляющих компаний (УК), тогда как в реальности он одновременно является еще и их заказчиком. Из-за этого клиентоориентированность здесь полностью и отсутствует — главным образом из-за того, что если в других сферах жизни клиент самостоятельно распоряжается своими деньгами и может свободно выбирать/менять поставщика или исполнителя услуг, который чем-то его не устраивает, то в сфере управления МКД ситуация совершенно иная: клиент не может не заплатить УК, услуги которой его не устраивают. Это заставляет признать, что у жильцов нет возможности распоряжаться своими деньгами, ведь у них отсутствует общий кошелек или единый счет, наличие которого — устоявшаяся норма в других странах, где общим правилом является и то, что у каждого МКД есть отдельный банковский счет, на котором аккумулируются общие средства всех собственников помещений, и этими средствами они как коллективный заказчик расплачиваются с исполнителями услуг. Таким образом, коллектив собственников выступает в качестве заказчика и формирует перечень услуг, а также договаривается о размере платы.
Формально в России жители домов тоже могут являться коллективным заказчиком и, соответственно, клиентом, который способен на равных разговаривать со своей «управляшкой». Но основная черта нынешней отечественной модели взаимодействия заключается в том, что если между собственниками и УК заключен договор управления, то все платежи, осуществляемые каждым из собственников, являются его индивидуальными проплатами. Соответственно, исполнение УК перед нами своих обязательств по оказанию услуг и выполнению работ — не общее дело, а частный случай.
Более того, в современной российской системе управления МКД все наши деньги поступают на счет УК и становятся ее средствами. Эта ситуация еще больше ухудшается в случае, если такая организация управляет не одним, а несколькими МКД, ведь тогда она собирает все денежные ресурсы от разных домов на своем счете, и когда перед руководством УК стоит задача сделать какие-то работы на одном доме, но поступивших средств на это не хватает, то менеджмент совершенно свободно — поскольку деньги принадлежат УК — использует средства, поступившие от собственников из других домов. Такая практика влечет множество отрицательных последствий.
На мой взгляд, решить эту проблему можно, идя по пути корректировки законодательства с целью обеспечения большей правоспособности собственников помещений в МКД. Мы забыли, что именно собственники являются главными в доме, и этот их «статус» закреплен в Гражданском кодексе РФ. Но в настоящее время этот принцип максимально проявляется и срабатывает лишь тогда, когда в доме создается товарищество собственников жилья (ТСЖ). Если же у МКД нет своего юрлица, то сообщество владельцев квартир оказывается слабым и не может в полной мере выполнять функции коллективного заказчика и плательщика. Исходя из этого, предложения для развития клиентоориентированной модели в первую очередь должны быть направлены на то, чтобы предоставить гражданскому сообществу возможность формировать средства на отдельном счете для содержания общедомового имущества. И когда у них будет такой счет, то именно с него они должны рассчитываться с УК — только так можно будет значительно повысить эффективность этой работы и услуг, а у заказчика появится больше возможностей для выбора поставщиков и контроля результативности их деятельности.