Регулирование

Возвращение «лифтнадзора»: госконтроль за безопасностью лифтов будет восстановлен


/FOTODOM

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект о возрождении в России контроля за опасными техническими объектами в зданиях. В это число прежде всего входят лифты, инвалидные платформы и эскалаторы, а также некоторые другие устройства. Как сообщил, комментируя это решение, член комиссии, председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, рассмотренный документ направлен на введение государственного контроля за обеспечением безопасности использования и содержания лифтов и эскалаторов.

Дело в том, что в силу правовых коллизий в данной сфере с 1 июля прошлого года образовался правовой пробел. До этого момента контроль за соблюдением обязательных требований к организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств осуществлял Ростехнадзор, но юридические основания для этого закончились. «В результате в настоящее время такой контроль не осуществляется, что, естественно, создает риски причинения вреда жизни и здоровью граждан», — заявил Владимир Груздев.

Правда, Ростехнадзор все же «оставил за собой» три смежные сферы. Во-первых, ведомство оказывает госуслугу по вводу лифтов в эксплуатацию после их замены или модернизации. Также оно по-прежнему принимает уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифтов. И наконец, ведомство ведет реестр лифтов. Но хотя эти функции тоже важны, они, к сожалению, мало влияют на повышение уровня безопасного использования и эксплуатации лифтов.

В связи с этим Ростехнадзор уже давно предупреждал, что лифты в многоквартирных домах находятся в ненадлежащем состоянии. В частности, в ведомственной «Программе профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год на объектах повышенной опасности с подъемными сооружениями» в разделе о ключевых рисках уже тогда утверждалось, что наиболее значимым риском является риск аварий на объектах котлонадзора и подъемных сооружениях. Согласно заключению, эти риски усугублялись общим износом лифтов, из которых более 27% отработало назначенный срок службы, и отсутствием федерального надзорного органа, уполномоченного надзирать за соблюдением требований «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов». Последнее исключало возможность проверки соблюдения требований указанных правил в отношении организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию объектов.

Словом, ситуация тревожная. Сейчас в России насчитывается свыше 100 тыс. лифтов, требующих замены, но больше половины из них не включили в региональные программы капремонта на этот год, и во-многих регионах лифтовый парк продолжает устаревать: только в 2022-м в стране произошло уже пять резонансных аварий с лифтами, в результате которых были погибшие и пострадавшие.

Теперь появилась надежда, что правовая лакуна будет устранена. Готовящимся сейчас ко второму чтению в Госдуме РФ законопроектом определяются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление данного вида федерального государственного контроля, устанавливаются требования к его организации и осуществлению. В поправках ко второму чтению предлагается, в частности, прописать, что предметом государственного контроля станет также соблюдение требований по обязательному страхованию.

Если судьба законопроекта сложится удачно, то новую меру планируют ввести с марта 2023 года. И тогда ничто уже не помешает назначить Ростехнадзор «бессрочным» ответственным за состояние лифтов, эскалаторов и других подобных объектов.

Николай ШИЛИН, член президиума «Опоры России»:

«Из-за того, что в стране много лифтов, уже отслуживших свое, они и падают. Но сейчас никто не контролирует процесс их замены. Часть регионов вообще не включила в план работы их модернизацию, и 58 тыс. лифтов не вошло в региональные программы фондов капитального ремонта. Поэтому крайне необходим государственный надзор»

По материалам

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»