Инфраструктура

Горизонты «Автодора»: госкомпания усиливает свои позиции на разных направлениях…


ГК «Автодор»

Ответственная за строительство скоростных современных федеральных трасс ГК «Автодор» сосредоточена на возведении крупнейшего инфраструктурного проекта — трассы М-12. Что, впрочем, не означает, что работа этой большой организации замкнулась только на одном, действительно крупнейшем за последние годы мегапроекте.


…в укреплении технической вооруженности

Госкомпания «Автодор» и Газпромбанк заключили соглашение о намерениях относительно создания совместной лизинговой компании «Автодор-Лизинг». Соответствующий документ подписали первый заместитель председателя правления ГК «Автодор» Игорь Коваль и заместитель председателя правления Газпромбанка Алексей Белоус.

Совместная лизинговая компания будет предоставлять услуги лизинга строительной техники компаниям автодорожной отрасли и, в частности, обеспечит закупку импортной строительной техники для последующей ее передачи в лизинг на льготных условиях с применением механизмов государственной поддержки, что особенно актуально в контексте ограничений в отношении российского бизнеса, а также для строительства М-12.

«На текущий момент существуют определенные сложности с обновлением и обслуживанием парка дорожно-строительной техники, особенно импортного производства. Создание отраслевого специализированного игрока в лице «Автодор-Лизинга» направлено на преодоление возникших вызовов, обеспечение строительных организаций качественной техникой на привлекательных условиях с целью выполнения государственной задачи по сохранению темпов строительства и реализации пятилетнего плана дорожного строительства. Привлечение такого опытного и надежного операционного партнера, как Газпромбанк, позволит уже в этом году запустить широкомасштабную программу обновления дорожно-строительной техники», — отметил ответственный за инвестиционную политику Госкомпании «Автодор» Игорь Коваль.

«Сегодня лизинг является весьма востребованным инструментом. Создание лизинговой компании — это еще один шаг в рамках стратегии создания инфраструктурного мегаигрока, который сфокусирован на предоставлении полного комплекса услуг всем участникам рынка инфраструктуры. С точки зрения решения стратегических задач по расширению сети автодорог в РФ поставка на льготных условиях строительной техники, в том числе импортного производства, позволит профильным компаниям нарастить мощности и обеспечить необходимый объем строительства дорожной инфраструктуры. Несомненно, это послужит дополнительным стимулом для роста экономики страны», — отметил в свою очередь Алексей Белоус.

Газпромбанк Лизинг, входящий в Группу Газпромбанка, выступит операционным партнером новой лизинговой компании «Автодор-Лизинг». «Уверен, наш многолетний опыт и компетенции в области финансовой аренды строительной, дорожной и специальной техники окажут мощную поддержку при осуществлении автодорожных проектов по всей стране. Сейчас важно строить не только дороги, но и инфраструктуру, которая будет задействована для создания новых маршрутов и логистических коридоров. Чтобы выполнить все проекты в обозначенные сроки с необходимым уровнем качества, потребуются большие объемы техники, оборудования и финансирования», — подчеркнул генеральный директор Группы Газпромбанк Лизинг Максим Калинкин.

…в новых технологиях

В два раза сократить сроки возведения пилона позволит технология бетонирования в скользящей опалубке. Можно особо отметить, что впервые в практике отечественного мостостроения при возведении монолитного пилона русловой опоры моста через Оку на будущей автомобильной дороге М-12 «Москва— Нижний Новгород—Казань» применена такая технология.

Как именно идет процесс скользящей заливки, было рассказано в рамках технической экскурсии непосредственно на стройплощадке моста через Оку во Владимирской области на трассе М-12, организованной проектным офисом М-12 ГК «Автодор».

Ознакомиться с процессом непрерывного бетонирования проявило желание более 30 представителей дорожно-строительного комплекса. На данном объекте предполагается сократить сроки строительства 80-метрового пилона более чем вдвое по сравнению с традиционным методом самоподъемной опалубки: вместо девяти месяцев процесс займет порядка четырех с половиной.

Обе стойки руслового пилона возводятся в настоящий момент синхронно со скоростью до 2,2 м в сутки. Для того чтобы избежать отклонений при движении опалубки, между стойками пилона установлена технологическая распорка.

Мост через Оку — единственный на самом деле вантовый мост на строящейся трассе М-12, он свяжет Владимирскую и Нижегородскую области в районе города Мурома. Протяженность сооружения составит 1377,6 м с вантовым центральным пролетом длиной 254 м. На строительстве моста ежедневно трудятся более 500 человек и задействовано свыше 100 единиц техники.

Руководитель проекта М-12 от государственной компании «Автодор» Виталий Шмаров так прокомментировал возведение уникального моста: «Строительный сезон сейчас в самом разгаре, работы на пике максимальной интенсивности на всей М-12. Но именно на мостовом переходе через Оку сосредоточены самые сложные технические моменты».

Кстати, здесь же, в Нижегородской области, для усиления слабых грунтов, которыми отличаются почвы в этом регионе, на строительстве М-12 дорожники вынуждены прибегнуть к устройству текстильно-песчаных свай. Данная операция и конструкции применяются недалеко от строящегося вантового моста через Оку, примерно в 30 км в Навашинском городском округе в районе населенных пунктов Левино и Натальино, где будущая трасса пролегает через глубокие болота.

Это достаточно интересная современная технология. В месте проведения для начала обустраивается специальная армогрунтовая площадка, на которую есть возможность заехать спецтехнике для подготовки самих свай.

Текстильно-песчаные опоры призваны передавать нагрузку от дорожного полотна на надежное прочное основание, залегающее ниже, под слабыми грунтами. Делается это для того, чтобы не производить сплошную замену основания под дорогой, ведь в противном случае приходится порой выторфовывать до 12 и более метров в глубину.

Дорожники используют две приема для погружения свай. Первый прием — это методика вибропогружения, когда сначала при помощи высокочастотного вибратора погружается стальная вытесняющая труба-лидер с двухопорным клапаном через слабые грунты до проектной отметки с дальнейшей укладкой в полость лидера геооболочки и заполнением песком. Вытяжка трубы-лидера происходит с открытым клапаном также в режиме вибрации. Это одновременно позволяет уплотнить песок в свае, расширить геооболочку и передать уплотняющее горизонтальное напряжение на слабые грунты межсвайного пространства. Вторая методика представляет собой принудительное вдавливание обсадной секционной трубы в слабый грунт до проектных отметок с последующим удалением из обсадной трубы слабого грунта, укладкой в полость геооболочки и заполнением песком. Обратный подъем также осуществляется в режиме вибрации.

Кроме того, на четвертом этапе М-12 строители приступили к укладке литого асфальтобетона, которая осуществляется на дорожном полотне пролетного строения искусственного сооружения, а именно на путепроводе, возведенном над проходом для сельхозтехники и диких животных на 243-м км трассы.

Укладка литого асфальтобетона — особая технология: к месту укладки «кохером» (специальным транспортом, оборудованным котлом-термосом на автомобильном шасси с функциями поддержания заданной температуры и равномерного перемешивания) доставляется готовая смесь, равномерно распределяемая по всей ширине полотна специальным укладчиком. Температура смеси в момент укладки должна держаться строго в коридоре от 200 до 215 градусов Цельсия.

Литой асфальтобетон применяется ограниченно и именно там, где важны его физические свойства, главным среди которых является его водонепроницаемость, необходимая для надежной гидроизоляции плиты проезжей части мостовых сооружений. Конечно, у литого асфальтобетона есть и другие отличительные качества. Например, его необходимо уплотнять катками, кроме того, он самостоятельно обеспечивает высокое сцепление с вышележащими слоями, а также обладает упругостью и эластичностью.

Этот особенный материал планируется использовать в нижнем слое дорожного полотна на всех искусственных сооружениях четвертого этапа М-12 от Мурома до Арзамаса.

…а также на Черноморском направлении

Новую дорогу к курортам Черноморского побережья планируется строить поэтапно. Технические решения, которые могут быть реализованы при строительстве автодорог Южного кластера, обсудили на научно-техническом совете (НТС) Госкомпании «Автодор». Председатель правления госкомпании Вячеслав Петушенко отметил, что уже на стадии предпроектных решений необходимо учесть нюансы эксплуатации дороги и вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в горной местности. Он сказал, что рассчитывает на опыт и знания членов НТС при оценке технических решений новой дороги вдоль Черноморского побережья.

В настоящее время среднесуточная интенсивность движения на отдельных участках федеральной автодороги А-147 «Джубга—Сочи», которая практически является частью улично-дорожной сети прибрежных населенных пунктов, составляет от 30 до 75 тыс. единиц транспорта в сутки, значительно превышая ее пропускную способность. Результаты транспортного моделирования подтверждают необходимость строительства четырехполосной автомобильной дороги на пяти приоритетных участках: обход Адлера, третья очередь обхода Сочи, обход Туапсе, участок от Горячего Ключа до села Агой и обход Лазаревского. Общая протяженность этих участков, которые предлагается вводить поэтапно до 2035 года включительно, составит более 100 км.

В «Автодоре» проработаны возможные варианты трассировки дороги в этих районах и основные технические решения, в сентябре они должны быть представлены в правительство РФ. Эти проработки были презентованы членам НТС для обсуждения и возможной корректировки. В частности, с учетом необходимости оптимизации затрат на строительство автодороги в сложных инженерно-геологических условиях горной местности (сейсмичность, оползневые процессы, наличие зон тектонических нарушений), обсуждалась целесообразность строительства тоннелей большой протяженности щитовым способом и мостовых сооружений с высотой опор до 100 м. Также рассматриваются возможности устройства асфальтобетонного покрытия в тоннелях, строительства технологических площадок и площадок для отдыха автомобилистов на четырехполосной дороге, которая будет прокладываться в сложных условиях горной местности.

По материалам

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»