Инфраструктура

Дороги ли дороги? Как снизить стоимость строительства дорожного полотна, одновременно повышая его качество

Каждый третий собственник застраховал свою дачу

Жилье
24.03.2023

На северо-западе Москвы построят три дома на 582 квартиры

Строительство
24.03.2023

Концерн «КРОСТ» построит детский сад по модульной технологии

Жилье
24.03.2023

Названа стоимость самых дорогих квартир на вторичном рынке Москвы

Коммерческая недвижимость
24.03.2023

Более трети иностранных компаний все еще не приняли решение об уходе из России

Строительство
24.03.2023

Утвержден проект реорганизации промзоны «Павелецкая»

Ипотека
24.03.2023

ВТБ составил портрет ипотечного заемщика

Жилье
24.03.2023

В Таиланде резко вырос спрос россиян на аренду жилья

Все новости

Реклама

Реклама

  • Опрос СГ

    Готовы ли вы платить за благоустройство своего дома и двора?

  • Да, готов(а) потратить 5-10 тыс. рублей, везде должно быть красиво и убрано

  • Красоты хочется, но больше 5 тыс. рублей тратить не буду

  • Нет, благоустройством должен заниматься город

  • Меня и так все устраивает



  • Результат

    Архив опросов






    Главная

    Публикации

    Инфраструктура

    Дороги ли дороги? Как снизить стоимость строительства дорожного полотна, одновременно повышая его качество

    Дороги ли дороги? Как снизить стоимость строительства дорожного полотна, одновременно повышая его качество

    24 марта 2023

    Российская дорожная отрасль упорно не замечает преимуществ бетона перед асфальтом. В результате государство, вкладывая в инфраструктурные проекты огромные средства, не получает главного — качественных и долговечных дорог. Почему это происходит, «СГ-Онлайн» рассказывает руководитель Комиссии по взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве (ФДА / Росавтодор), ответственный секретарь Комитета по дорожному строительству, НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» Игорь ДУБРОВСКИЙ.

    Игорь Семенович, что сегодня происходит на «бетонном фронте» в дорожном строительстве?
    Как известно, в соответствии с поручениями, данными по результатам совещания по развитию дорожного строительства, которое состоялось 2 июня 2022 года под председательством президента РФ Владимира Путина с участием представителей профильных министерств и ведомств, был утвержден план дорожного строительства на 2023-2027 годы. Прописанные в документе масштабные задачи по расширению автодорожной сети и беспрецедентные объемы финансирования соответствующих проектов впечатляют. Но одновременно настораживает тот факт, что в выступлениях руководителей не прозвучало упоминания о целесообразности возведения цементобетонных дорог. Иными словами, усилия дорожников по-прежнему направлены в основном на совершенствование старых технологий — улучшение качества асфальтобетона.


    Скажите, а в чем, собственно, он уступает цементобетонным покрытиям?

    Мировой опыт показывает: повышение срока службы трасс и снижение эксплуатационных издержек невозможно без широкого внедрения при их строительстве и реконструкции современных технологий устройства дорожных одежд с цементобетонными покрытиями. При этом мы не столкнемся с дефицитом качественных цементов, как это случилось в советское время, на их основе сможем получать дорожные бетоны нового поколения — материалы повышенной прочности и долговечности. Улучшение качественных характеристик не приведет к удорожанию работ. Скорее, наоборот: динамика роста цены на цемент многократно ниже темпов увеличения стоимости битума.
    Добавлю, применение бетона не ограничивается только дорожным полотном. Его можно и нужно использовать в качестве вяжущего материала для укрепления грунтов и холодной регенерации оснований автотрасс, устройства бетонных оснований, парапетного ограждения, а также водоотводных дорожных лотков.

    Консерватизм наших дорожников — единственная причина отсутствия интереса к бетону при строительстве объектов транспортной инфраструктуры?
    Есть и другие. Так, без актуальной нормативной базы невозможно выполнять проектирование и строительство автомобильных дорог на современном уровне. Необходимо постоянно обновлять и систематизировать «нормативку», реализовывать пилотные проекты, вести мониторинг эксплуатации и ремонта участков автомобильных дорог, построенных с применением цементобетонных технологий.

    Нельзя сказать, что в данном направлении ничего не делается. Например, специалистами МАДИ в 2021 году разработан ГОСТ Р 59628-2021 «Проектирование жестких дорожных одежд. Типовые конструкции». Сотрудниками ФАУ «РосдорНИИ» подготовлено три госстандарта на бетонные смеси для устройства оснований и покрытий автодорог, два ГОСТ Р на дорожный бетон и один — на технологию цементобетонного строительства. Также с 1 января текущего года введен в действие ГОСТ Р 70196-2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Комплексные минеральные вяжущие для стабилизации и укрепления грунтов. Технические условия», разработанный экспертами НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» совместно с АНО «НИИ ТСК» и Союзом производителей извести. Действие стандарта распространяется на комплексные минеральные вяжущие, применяемые для стабилизации и укрепления грунтов при устройстве подстилающих слоев, рабочего слоя земляного полотна, откосов земляного полотна, слоев дорожных оснований и покрытий.

    Но этого недостаточно. Требуется утвердить нормативные документы, регламентирующие проектирование жестких дорожных одежд, содержание и ремонт цементобетонных покрытий. А еще у нас нет нормативов по технико-экономическому сравнению разных вариантов конструкций дорожных одежд с учетом жизненного цикла автодорог. В большинстве случаев по итогам тендерных процедур предпочтение отдается проектам, предполагающим минимальные расходы на строительство. Ни заказчики, ни исполнители не учитывают сроки выполнения работ, их технологичность и главное — последующие эксплуатационные затраты.

    Какие задачи ставят перед собой отраслевые общественники? В частности, по данному вопросу?
    В феврале 2021 года Координационный совет при Общественной палате (КС ОП) РФ организовал заседание по национальным проектам и народосбережению, инициаторами его проведения выступили заместители секретаря Общественной палаты РФ Александр Галушка и Владислав Гриб. По результатам мероприятия вице-премьер Марат Хуснуллин дал поручение профильным органам власти проанализировать предложения общественников, обеспечить их совместное обсуждение. Среди прозвучавших на заседании идей — предложение утвердить в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» приоритет внедрения новых прогрессивных технологий перед старыми, менее эффективными, в частности, обеспечить массовый переход к строительству дорог с цементобетонными покрытиями и основаниями.

    Идеи уже воплощаются в жизнь?
    Прежде всего, нужно отметить, что глава государства поддержал инициативы ОП РФ по проведению регулярного общественного контроля за реализацией национальных проектов и согласовал действия ОП РФ, направленные на подготовку новых и совершенствование существующих механизмов достижения национальных целей. Предложения Координационного совета при Общественной палате также были поддержаны администрацией президента РФ, аппаратами полпредов президента в ЦФО и СФО, аппаратом Совбеза РФ, Минобороны РФ и др. Но по факту рекомендации КС ОП РФ до сих пор не применяются.

    Будете и дальше «гнуть свою линию»?
    Да. В мае 2022 года состоялось заседание Общественного совета при Росавтодоре. По вопросу «Инновационная деятельность в ФДА» выступили президент Ассоциации бетонных дорог, профессор МАДИ Виктор Ушаков и я. Виктор Ушаков подробно рассказал о преимуществах строительства цементобетонных дорог, укрепления грунтов и слоев оснований трасс минеральными вяжущими. Я же обратил внимание собравшихся на то, что при внедрении инноваций серьезные ресурсы направляют на улучшение старых методов и технологий возведения асфальтовых дорог. А плюсы «бетонок», не требующих ежегодных дорогостоящих ремонтов, обеспечивающих безопасность дорожного движения за счет лучшего сцепления трассы с колесом, привычно не рассматриваются.

    В протокол заседания включили наши рекомендации, которые могли бы способствовать более широкому применению цементобетона в дорожном строительстве. Впрочем, при реализации конкретных проектов к этим рекомендациям опять же не обращаются.

    Создается впечатление, что изменить ситуацию не получится…
    Очень медленно, но положение дел все-таки меняется. Например, Росавтодор в начале текущего года провел торги на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Разработка предварительного национального стандарта «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование жестких дорожных одежд». Конкурс выиграл МАДИ. И теперь совместно с Ассоциацией бетонных дорог будет разрабатываться данный нормативный документ.

    Кроме того, в феврале текущего года первым заместителем министра транспорта РФ Андреем Костюком дано поручение руководителям Росавтодора и ФАУ «РосдорНИИ» в сотрудничестве с Ассоциацией бетонных дорог провести расчет стоимости жизненного цикла объектов и сравнительный анализ экономической эффективности при применении различных конструкций дорожной одежды (жестких и нежестких).

    В целом одна из важнейших задач, которая стоит перед Общественным советом при Росавтодоре в 2023 году, — изменение общей парадигмы в дорожном строительстве, переход к более широкому применению цементобетона при возведении автотрасс.

    По материалам

    Похожие статьи

    Кнопка «Наверх»