Кадры

Курс на прием: в МГСУ обсудили перспективы строительного образования


НОСТРОЙ

Для выполнения к 2035 году всех национальных целей и проектов строительной отрасли необходимо увеличить кадровую емкость с 7,5 млн до 11,3 млн человек. С постановки такой задачи началась работа совместной стратегической сессии «Кадры и квалификации. Отраслеориентированные образовательные программы», организованной Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) и Московским государственным строительным университетом (НИУ МГСУ) при поддержке Минстроя России. В мероприятии — наряду с представителями 33 профильных учебных заведений — приняли участие руководители и специалисты 24 саморегулируемых организаций (СРО) в сфере строительства и 39 отраслевых компаний-работодателей, в числе которых «РН-Стройконтроль», «РЖДстрой», «Главстрой», «Объединение ИНГЕОКОМ», «ДОМ.РФ», «Фонд развития территорий» и др.


Расширенным списком

Открывая дискуссию, один из модераторов мероприятия, президент НОСТРОЙ Антон Глушков отметил, что основной акцент в комплексе мер по развитию российского стройкомплекса в новых экономических условиях сделан на повышении производительности труда за счет формирования высокого кадрового потенциала, а также на актуализации образовательных программ, которые реализуют строительные высшие и средние специальные учебные заведения. По словам Антона Глушкова, профсообщество видит три направления работы по наполнению отрасли квалифицированной рабочей силой: адаптация учебных программ под текущие реалии стройки, возможность продления отсрочки от армии для выпускников среднеспециальных учебных заведений и привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы.

Для решения первой задачи необходимо расширять перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования инженерных кадров, включая в него новые. Для этого, как сообщил Антон Глушков, НОСТРОЙ обратится в Минобрнауки РФ с предложением о внесении изменений в постановление правительства «О мерах государственной поддержки программ развития передовых инженерных школ» в части включения в перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования инженерных кадров укрупненной группы направлений «Техника и технология строительства». Также нацобъединение планирует обратиться в министерство с предложением расширить список специальностей инженерной подготовки в строительстве и радикально увеличить цифры приема по программам специалитета.

В свою очередь, присутствовавший на сессии ректор НИУ МГСУ Павел Акимов рассказал, что выпускники университета — крайне востребованные специалисты. «Что касается трудоустройства, то по направлению, связанному с блоком «Промышленное и гражданское строительство», по разным методикам подсчета, от 87 до 95% студентов сразу находят работу. Строительство — одна из немногих отраслей экономики, где выпускники не просто трудоустраиваются, а работают по специальности», — отметил ректор главного отраслевого вуза страны, добавив, что НИУ МГСУ активно поддерживают не только столичные работодатели, но и городской Департамент строительства, который предоставляет вузу «мест для практики даже больше, чем он может переварить».

Говоря об актуализации подготовки студентов, Павел Акимов подчеркнул, что такая работа ведется постоянно: дополняется список учебных программ и направлений. Так, только за последние годы в МГСУ были запущены новые программы — компьютерного и информационного моделирования в строительстве. «Абсолютно новый курс — «Управление строительством» — стартует с этого года. Это программа бакалавриата, которую мы делаем по рекомендации московского правительства, будем готовить студентов, ориентируясь на руководство небольшими строительными коллективами», — сообщил ректор, добавив, что сегодня университетом также готовятся новые магистерские программы, завершается процесс модификации учебных методик. «Будем перестраивать образовательный процесс под российский софт», — привел пример Павел Акимов.

О том, что послужило причиной такого «импортозамещения», подробно рассказал Антон Глушков: «Если ранее российские выпускники не соответствовали текущему уровню цифровизации производств и используемой техники, программного обеспечения на стройках, то сейчас, с учетом тех технологий, которые преподаются, у нас складывается обратная ситуация — полученные современные знания им теперь, к сожалению, будет очень сложно применить на практике».

Практико-ориентированный подход

Поэтому-то, несмотря на оптимистичные цифры по трудоустройству выпускников строительных учебных заведений, внимание к этому вопросу ослаблять нельзя. Глава НОСТРОЙ считает, что особый акцент нужно делать на обеспечении кадрами небольших стройкомпаний. «Сегодня у нас стройка — это в основном предприятия малого и среднего бизнеса с численностью работников около 90 человек, с ежегодной текучкой кадров в 3-4 специалиста, — уточнил Антон Глушков. — Такие организации не в состоянии самостоятельно сформировать заказ на необходимых работников. Для этого мы и стараемся стать связующим звеном — своеобразной биржей, где можно было бы организовать грамотную кадровую работу работодателя с выпускниками вузов, техникумов и колледжей».

Еще одним из механизмов более полноценной подготовки кадров и их последующего гарантированного трудоустройства является создание в профильных вузах корпоративных кафедр с обязательным участием в их работе представителей отрасли, включая разработку тематик курсового, дипломного проектирования или экспертизу методик оценки получаемых знаний, проведение процедур промежуточной итоговой аттестации. По мнению проректора НИУ МГСУ Олега Игнатьева, подобная совместная учебно-методическая и научная деятельность формирует по-настоящему практикоориентированные кейсы. И такие успешные примеры взаимодействия уже есть.

Так, на базе НИУ МГСУ создана корпоративная кафедра «Росатом», выпускники которой (более 40 человек) уже сегодня трудятся в госкорпорации.

Опыт целевого обучения есть и в «Русале». По словам генерального директора компании «Русал комплектация» Екатерины Киселевой, у них регулярно проводятся стажировки, благодаря которым молодые специалисты могут усовершенствовать свои знания и навыки. Кроме того, в организации действует корпоративный учебный центр, где для будущих сотрудников проводится обучение по стандартам производства.

Примером практико-ориентированного подхода к профподготовке кадров может служить работа Новгородского строительного колледжа, конкурс при поступлении в который, по словам его директора Ольги Халепо, составляет более 10 человек на место. Колледж работает в рамках федерального проекта «Профессионалитет», ключевыми направлениями которого являются подготовка специалистов под конкретный заказ работодателя, социальное партнерство с включением в деятельность организаций — заказчиков кадров, первичность практических форм обучения, высокая проработка учебного процесса и особый язык производственного процесса, значительно отличающегося от педагогического.

Дайте время втянуться в профессию

С рядом предложений по улучшению образовательного процесса на сессии выступил руководитель СРО «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский. В частности, он считает необходимым организовать Фонд развития среднетехнического профессионального образования — как это практикуется в мире. «В некоторых странах 1-2% сметной стоимости работ — бюджетных, частных и любых других — застройщик перечисляет в Фонд развития образования. Необходимо, чтобы и у нас все строители таким образом вкладывались в образование», — считает саморегулятор, сетуя, правда, что пока российский работодатель в этом не заинтересован, потому что молодой специалист не успевает к нему даже попасть — его забирают в армию, а после службы в профессию приходит уже максимум 30%. «Необходимо дать хотя бы три года отсрочки, чтобы выпускник ссуза пришел на стройку, стал профессионалом», — сказал Валерий Мозолевский, поддержав тем самым Антона Глушкова с идеей отсрочки от армии для выпускников строительных колледжей и техникумов.

Для повышения престижа строительных специальностей и привлечения молодежи необходима не только отсрочка от армии, но и многоступенчатая работа по созданию в отрасли привлекательных условий труда — в том числе и в части зарплаты, напомнил вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз. Одним из механизмов популяризации строительных профессий он считает конкурсы профессионального мастерства, которые нацобъединение проводит совестно с Минстроем России и НИУ МГСУ.

Вместе с тем, проректор НИУ МГСУ Гузалия Фазылзянова предложила НОСТРОЙ провести реновацию Национального конкурса профмастерства «Строймастер» и запустить его с новым проектным подходом, а также элементами кейс-чемпионата. Антон Мороз инициативу поддержал, пообещав, что предложение будет рассмотрено оргкомитетом конкурса. Вице-президент нацобъединения также сообщил, что в настоящий момент рассматривается возможность создания на базе НОСТРОЙ консорциума строительных колледжей и его интеграция с Отраслевым консорциумом строительных вузов.

Антон Глушков, президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ):

«2022 год для российской системы саморегулирования становится знаковым: в стране вводится институт независимой оценки квалификации инженеров и строителей, которые отвечают за выполнение видов работ на стройплощадке»

 

По материалам

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»