Материалы / Техника

Летающие помощники строителей

На юге Москвы появится жилой комплекс в стиле ар-деко

Жилье
08.04.2023

В I квартале 2023 года восстановлены права более 9 тысяч обманутых дольщиков

Жилье
07.04.2023

Названы самые доступные квартиры с отделкой в Новой Москве

Жилье
07.04.2023

В Новой Москве построили малоэтажный жилой комплекс

Ипотека
07.04.2023

«Банк ДОМ.РФ» упростил процесс подачи заявок на ипотеку

Ипотека
07.04.2023

Сбербанк запустил ипотеку на покупку коммерческой недвижимости физлицами

Коммерческая недвижимость
07.04.2023

На Невском проспекте в Петербурге снизилась вакансия в торговых помещениях

Ипотека
07.04.2023

Названы города, жители которых чаще всего берут ипотеку повторно

Все новости

Реклама

  • Что обязательно должно быть во дворе современного жилого комплекса?

    Детская и спортивная площадки  

      (42.86%)

    Лужайка, деревья и клумбы с цветами  

      (25.71%)

    Зоны отдыха «для всей семьи» (беседки, мангалы, амфитеатр и т.п.)  

      (14.29%)

    Все и сразу  

      (8.57%)

    Площадки для выгула собак, игр и дрессировки  

      (5.71%)

    Большая парковка для машин  

      (2.86%)

  • К опросу






    Главная

    Публикации

    Материалы / Техника

    Летающие помощники строителей

    Летающие помощники строителей

    9 апреля 2023

    Российские строительные компании все чаще приобретают промышленные квадрокоптеры для выполнения таких задач, как обеспечение безопасности и охраны строительных объектов, контроль работ на всех этапах, исследование участков земли под возведение зданий, 2D- и 3D-моделирование или анализ технических параметров объектов от фундамента до внешней отделки. Сергей Заверткин, директор по развитию промышленных решений компании Skymec, рассказал «Стройгазете», как современные беспилотники помогают строителям существенно повысить эффективность и безопасность работ, сократить затраты и время выполнения задач.

    Трудно точно сказать, когда именно российские строители начали эксплуатировать дроны: внедрение беспилотных технологий в этой сфере было постепенным процессом, который длился несколько лет. Использование БПЛА с 2014 года в России регулирует Федеральное агентство воздушного транспорта, но и до этого времени коптеры уже применялись в различных отраслях промышленности.

    Вопреки сложностям

    Конечно, существуют факторы, препятствующие развитию рынка БПЛА. Прежде всего речь идет о законодательных ограничениях. Если дроны массой от 150 грам до 30 килограм требуется лишь поставить на учет в Федеральном агентстве воздушного транспорта и соблюдать ряд правил по их использованию, то с беспилотниками массой более 30 кг дело обстоит сложнее. В течение 10 рабочих дней после покупки их нужно зарегистрировать, после чего каждому аппарату присваивается номер, а владелец получает свидетельство о регистрации. Данные о коптере вносятся в государственный реестр гражданских воздушных судов РФ.

    Для полетов любых дронов над населенными пунктами нужно дополнительно получать разрешение местных властей, ОРВД (Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ). А еще — тех лиц и организаций, в чьих интересах установлены ограничения полетов или присвоен особый статус определенным зонам. При несоблюдении правил нарушителю грозит штраф — от 20 тыс. руб. для физлиц и 50 тыс. руб. для юрлиц.

    Строителям нужно учитывать, что осуществление аэрофотосъемки — это авиационные работы. Поэтому компания, которая их выполняет на заказ или для своих нужд, должна иметь сертификат эксплуатанта и отвечать всем требованиям Росавиации к подобным организациям (они касаются обучения персонала, регламентов обслуживания техники, правил производства полетов, сертификации и т.п.).

    Все это усложняет применение БПЛА в строительной отрасли. Поэтому крупные организации, вынужденные просчитывать все риски, оказываются перед сложным выбором. Одно из решений — создать у себя целое подразделение со штатом квалифицированных специалистов, которое будет обслуживать флот беспилотников, решать производственные задачи и проблемы легального использования воздушного пространства. Второй вариант — отдать ведение этих процессов на аутсорс. И третий — вообще отказаться от применения промышленных дронов и работать по старинке, поскольку затраты на оформление всех формальностей и штрафы в случае нарушения процедур могут свести на нет результат от применения беспилотника.

    И все же в последнее время использование БПЛА в строительстве набирает обороты. Спрос на них начал повышаться в 2019 году, когда Skymec представил дрон геодезического класса DJI Phantom 4 RTK. С его помощью можно выполнять инженерные изыскания и создавать высокоточные 3D-модели объектов. Сейчас на смену Phantom 4 RTK приходят новый мобильный Mavic 3 Enterprise и многофункциональный Matrice 300 RTK. Они еще более производительны благодаря увеличенной емкости аккумулятора, улучшенным техническим характеристикам летающей платформы и камеры, которая позволяет с высокой скоростью получать качественные снимки.

    Где используются дроны

    Инженерные изыскания и построение виртуальной карты местности

    Любое строительство начинается с инженерных изысканий. Если раньше проведение аэросъемки и изучение территории геодезистом требовало немало времени и средств, то сейчас БПЛА за один полет получает данные для формирования 3D-карты с точностью до сантиметра. Достаточно перенести полученное с дрона изображение на компьютер, где оно будет обработано в специальном ПО, — и все готово.

    А если говорить о создании наземного обоснования аэрофотосъемки (АФС), то раньше этот процесс был трудозатратным (строительным компаниям требовалось от 20 до 40 точек на кв. километр, что предполагало несколько часов работы), а с Mavic 3 Enterprise их количество можно сократить до 3–5, а в некоторых обстоятельствах и вовсе от них отказаться.

    Как отмечают строители, съемка с дронов позволяет по картам детально проанализировать рельеф, оценить объем выполненных работ с погрешностью в два сантиметра, в течение нескольких минут скорректировать и запланировать работы по вертикальной планировке. А наложив высокоточные фото на чертежи, можно проконтролировать выполнение проектной документации и увидеть погрешности.

    Такой план-фактный анализ — сравнение цифровой модели местности по состоянию на определенное время с проектными данными и планом-графиком работ — можно использовать на любом этапе строительства. При наличии геопривязанной цифровой модели очень просто выявлять отклонения и контролировать подрядчиков.

    Дистанционный контроль проведения работ всеми участниками процесса

    Еще одно преимущество применения беспилотников — обеспечение более слаженной и оперативной коммуникации между участниками процесса. Проектировщики, архитекторы, инвесторы, руководство строительной компании и другие заинтересованные лица получают возможность дистанционно отслеживать реализацию проекта. Данные загружаются в облачную или корпоративную информационную систему, и можно видеть все изменения и проводить расчеты (расстояний между точками, объемов земляных работ, отклонений от проекта), не выезжая на объект. Это сокращает время на организацию еженедельных собраний и исключает необходимость проведения повторных работ.

    Построение BIM-моделей

    Крупные строительные проекты, особенно реализуемые за счет государственного бюджета, требуют в обязательном порядке внедрения BIM-технологий для оптимизации проектирования и исключения коллизий при планировании и разработке различных инженерных систем. На стадии проектирования фактически создается цифровой двойник объекта, который в дальнейшем служит основой для контроля хода строительства с точки зрения соответствия проекту и этапам выполнения работ. Застройщики могут сравнивать полученные с помощью дронов пространственные данные с утвержденными BIM-моделями и технической документацией.

    БПЛА быстро облетают и снимают здание или участок земли, что существенно ускоряет процесс сбора данных для BIM-моделирования и уменьшает количество ошибок.

    С помощью беспилотников можно отслеживать порядок выполнения земляных работ, а также процессы возведения зданий и внешней отделки (внутренние работы и инженерные коммуникации, как правило, контролируются другими способами, хотя иногда для этого также используются БПЛА). Например, один из наших заказчиков на начальной стадии строительства завода отслеживал работы на нулевом цикле, в частности, объем земляных работ, а также осуществлял визуальный контроль соблюдения календарного графика и исполнительную съемку возведенных конструкций. Позиции забиваемых свай и заливаемых фундаментов сравнивались с проектной документацией. Все это делалось для контроля подрядчиков на предмет соблюдения графика и исключения завышения объема выполненных работ.

    Некоторые крупные строительные компании при закрытии очередного этапа работ как подтверждение их окончания используют аэрофотоснимки. Измерения традиционным способом, например, с помощью тахеометров или спутниковой системы точны, но не исключают человеческого фактора. К тому же при недобросовестном использовании приборов можно фальсифицировать данные. С дронами таких рисков нет: современное ПО позволяет обработать аэрофотоснимки с коптера непосредственно на стороне заказчика, получить 3D-модель и ортофотоплан для контроля объемов выполненных работ.

    Инспекции объектов и мониторинг их состояния

    Раньше для осуществления мониторинга объектов использовался простой визуальный обход с датчиками. Однако при обследовании крыш и перекрытий специалист с инструментом должен самостоятельно подниматься на высоту, и так как зачастую у него нет возможности подстраховаться, приходится либо пропускать некоторые участки, либо рисковать своим здоровьем, а иногда и жизнью. Сейчас эти задачи выполняют БПЛА, которые делают работу инспекторов более безопасной. Дроны снижают количество травм на строительных площадках, предоставляя точные данные даже из недоступных мест.

    Видео и фотографии, полученные с помощью БПЛА, периодически публикуются на сайтах компаний-застройщиков или в официальных соцсетях, чтобы информировать покупателей жилья о ходе реализации проектов.

    Коптеры также активно применяются для выполнения обследований и инспекций объектов, контроля и фиксации теплопотерь. С их помощью осуществляется диагностическая съемка трубопроводов, ЛЭП, автомагистралей, башенных кранов, строительных конструкций: фасадов, кровли и т.п.

    Так, Mavic 3 Enterprise T, оснащенный инфракрасной камерой, позволяет проводить поиск утечек тепла и обнаруживать проблемы в системах отопления и вентиляции. Один из наших первых клиентов — крупный отечественный производитель строительных материалов — приобрел квадрокоптер DJI Inspire с тепловизором для контроля качества монтажных работ в тех случаях, когда компания дает расширенную гарантию на свои материалы. Дрон помогает находить теплопотери, связанные с некачественной теплоизоляцией или нарушением гидроизоляции, в результате чего утеплитель намокает и теряет свои свойства.

    Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо наличие «энергетического паспорта», который подтверждает соответствие параметров построенного или реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Обязательным мероприятием при получении этого документа является тепловизионное обследование. Применение квадрокоптеров с тепловизором могло бы значительно облегчить эту процедуру, особенно когда речь идет о многоэтажных зданиях. Но юридические сложности с получением разрешений на использование воздушного пространства и аэрофотосъемку, особенно в городах, мешают повсеместному внедрению беспилотных технологий.

    Охрана крупных объектов

    В ходе реализации проектов небольших масштабов генеральному подрядчику достаточно нанять одного-двух охранников, которые будут следить за безопасностью и сохранностью материальных ценностей. На больших стройплощадках ситуация не так проста и требует серьезных кадровых ресурсов. Решением проблемы стали беспилотники. Благодаря встроенным тепловизорам их можно использовать в ночное время, а также в плохую погоду, что делает коптеры идеальными «охранниками». Причем в отличие от статичных камер БПЛА можно перемещать в любом направлении и таким образом контролировать даже «слепые зоны».

    По материалам

    Похожие статьи

    Кнопка «Наверх»