Регулирование

Особые условия: почему для строительства на Крайнем Севере нужны новые подходы и правила

На 25 улицах Москвы организована временная велоинфраструктура

Архитектура
21.05.2023

В Новой Москве построят «контрастный» жилой комплекс

Строительство
20.05.2023

В Новой Москве в три раза увеличили площадь планируемого торгового центра

Регулирование
20.05.2023

Сокращен список обязательных документов, необходимых при строительстве

СРОчно в номер
19.05.2023

Президент НОСТРОЙ обсудил вопросы техрегулирования и подготовки кадров с руководством Минстроя Кубы

Жилье
19.05.2023

В Новосибирске построят жилой комплекс за 4,2 миллиарда

Бизнес
19.05.2023

Специалисты в сфере ремонта и строительства заработали 4,67 триллионов

Инфраструктура
19.05.2023

Московский застройщик обставит мебелью детсад в Покровском-Стрешневе

Все новости

Реклама

Реклама

  • Опрос СГ

    Какие характеристики являются для вас приоритетными при выборе квартиры в новостройке? (можно выбрать до трех вариантов)

  • Стоимость жилья

  • Уровень развития инфраструктуры в районе

  • Наличие отделки в квартире

  • Уровень благоустройства жилого комплекса

  • Надежность застройщика

  • Класс жилья (комфорт, бизнес и т.д.)

  • Расположение жилого комплекса

  • Видовые характеристики квартиры

  • Транспортная доступность жилого комплекса

  • Архитектура здания



  • Результат

    Архив опросов






    Реклама

    Главная

    Публикации

    Регулирование

    Особые условия: почему для строительства на Крайнем Севере нужны новые подходы и правила

    Особые условия: почему для строительства на Крайнем Севере нужны новые подходы и правила

    22 мая 2023

    Республика Саха (Якутия), расположенная в северо-восточной части Евразийского материка и являющаяся самым большим субъектом РФ, по своим природным и территориальным условиям не имеет аналогов на планете. Но именно здесь были применены первые технологии жилищного строительства на вечной мерзлоте.


    Трудностям вопреки

    Местные природно-климатические условия во многих отношениях характеризуются как экстремальные. Прежде всего, Якутия — самый холодный из обжитых регионов планеты. Климат резко континентальный, отличается продолжительным зимним и коротким летним периодами. Максимальная амплитуда средних температур самого холодного месяца — января и самого теплого — июля составляет 70-75°С. По абсолютной величине минимальной температуры (в восточных горных системах — котловинах, впадинах и других понижениях до минус 70°С) и по ее суммарной продолжительности (от 6,5 до 9 месяцев в год) республике нет равных в Северном полушарии. Кроме этого, территория еще и сейсмоактивная. Почти вся континентальная Якутия представляет собой зону сплошной многовековой мерзлоты и является одним из самых изолированных и труднодоступных регионов мира, 90% территории республики не имеет круглогодичного транспортного сообщения.

    Вместе с тем, Крайний Север богат нефтью, газом, алмазами и другими полезными ископаемыми. И сегодня в Якутии предусматриваются и реализуются крупные инфраструктурные проекты. Но непростые погодные условия, сезонная навигация, ограниченная транспортная доступность и сложность доставки топлива и стройресурсов приводят к крайне высоким расценкам на энергоресурсы и стоимость строительства. Не стоит забывать и о том, что если продолжительность строительного сезона на территории республики в среднем составляет 8-9 месяцев в году, то в ее Арктической зоне — всего 3-4 месяца.

    Понятно, что в таких условиях строительная деятельность здесь требует особого подхода. Поэтому, помимо градостроительных задач, региону нужны новые технологии строительства, технические регламенты, нормы и правила, учитывающие изменение климата и глобальное потепление, чтобы на их основе уже и создавать инфраструктуру Арктики — строить порты, дороги, промышленные здания и жилье, объекты по освоению месторождений нефти, газа и золота.

    Мороз комфорту не помеха

    В реализации в регионе уникальных градостроительных проектов в соответствии с возложенными полномочиями активно участвует и государственное автономное учреждение «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в строительстве Республики Саха (Якутия)» (ГАУ «Управление госэкспертизы РС(Я)»). Так, например, при их участии в Якутске в рамках договора комплексного развития территории начато строительство микрорайона «Звездный», предусматривающего возведение в столице республики 66 жилых домов разной этажности, в которых будут проживать 11 тысяч человек. Для жителей нового квартала будет создана вся необходимая социальная инфраструктура: два детских сада по 315 мест, две школы по 990 учебных мест, поликлиника на 600 посещений в смену, крытый хоккейный каток с многофункциональным спортивным залом.

    «Звездный» будет отвечать и всем современным требованиям формирования комфортной городской среды. Проектом предусмотрены обустройство микрорайона пешеходными и велосипедными дорожками общей протяженностью шесть километров, благоустройство парков и скверов. На берегу озера для жителей обустроят зоны отдыха. Будут решены вопросы по доступу маломобильных групп населения в здания за счет планировки прилегающей территории, поскольку в зимних условиях не работают подъемники, а принцип строительства обязывает обеспечить наличие проветриваемого подполья не менее 1,2 м от поверхности земли.

    Республика поедет, поплывет и полетит

    В Якутии в последнее время активно реализуются национальные проекты, в том числе «Безопасные и качественные дороги», в рамках которого в регионе введено 269,34 км автодорог, из них 221,08 км — республиканские дороги, 48,26 км — дороги по агломерации «Город Якутск». Помимо этого, в столице Сахи завершен ремонт крупных и значимых объектов. Проведен капитальный ремонт окружного шоссе, построены подъездные дороги к кварталу для многодетных семей в селах Табага и Тулагино. На стадии завершения работы по главной артерии Якутска — проспекту Ленина, которые осуществляются в три этапа и будут закончены к сентябрю этого года.

    Также в республике начато строительство мелкосидящих самоходных судов на проектируемой высокотехнологичной Жатайской судоверфи, которую сдадут до конца 2023 года, а уже к 2036-му на ней планируется построить около 130 речных судов. Восстанавливают сегодня в Арктической зоне и аэропорты. Большая часть проектов по вспомогательным объектам для них проходила экспертизу в ГАУ «Управление Госэкспертизы РС(Я)».

    Охраняя мерзлоту

    Как отмечают в ведомстве, при разработке проектной документации для строительства в условиях Крайнего Севера необходимо оценить окружающую среду и рассматривать объекты капстроительства во взаимодействии с ней с целью исключения негативного воздействия всех опасных факторов в процессе строительства и всего периода эксплуатации. То есть учесть, как влияние окружающей среды на объект, так и влияние объекта на среду. По словам руководителя ГАУ «Управление Госэкспертизы РС (Я)» Веры Кузаковой, освоение арктических территорий показало уязвимость экосистемы, связанной с деградацией вечной мерзлоты, которая является причиной 29% потерь при добыче нефти и газа, вызывает проблемы при эксплуатации автомобильных дорог, линий электропередачи и других объектов.

    С целью сохранения вечной мерзлоты требуется изменение федерального законодательства. Так, в регионе, к примеру, принят закон «Об охране вечной мерзлоты в Республике Саха (Якутия)» от 22 мая 2018 года 2006-З №1571-V. «Но, чтобы этот закон работал, — подчеркивает Вера Кузакова, — необходимо на федеральном уровне закрепить основные положения и правовые основы регулирования отношений между государственными и муниципальными органами власти, хозяйствующими субъектами и общественными организациями, осуществляющими деятельность в области охраны вечной мерзлоты».

    Вера КУЗАКОВА, руководитель ГАУ «Управление Госэкспертизы РС (Я)»:

    «Одним из сложных вопросов, решаемых при проектировании объектов на Крайнем Севере, является учет всех экстремальных природных и техногенных воздействий — землетрясений, наводнений, вечномерзлых грунтов, низких температур, снеговой и ветровой нагрузок»

    Справочно:

    Общая площадь континентальной и островной (Ляховские, Анжу и Де-Лонга, входящие в состав Новосибирских островов Северного Ледовитого океана) территории Республики Саха (Якутия) составляет 3,1 млн кв. км. В пределах региона расположены три часовых пояса, а его протяженность в широтном направлении — 2500 км, в меридиональном — 2000 км.

    Свыше 40% территории Республики Саха (Якутия) находится за полярным кругом

    По материалам

    Похожие статьи

    Кнопка «Наверх»