Архитектура

Счастливые часов не наблюдают: в Никола-Ленивце прошел ежегодный фестиваль «Архстояние»

Темой фестиваля этого года стал вечный вопрос: «Счастье есть?» В сложные времена человеку особенно не хватает внешней поддержки и понимания, что он в своем несчастье не один. Архитекторы, художники, перформеры и музыканты рассмотрели феномен счастья под разными углами. И само-собой не обошлось без новых объектов.

В самой западной и неосвоенной части парка появился самый высокий арт-объект – 29-метровый «Мавзолей мечты». Автор проекта – гуру деревянной архитектуры Тотан Кузембаев. Башня выполнена из разных материалов: пластика, стеклянных бутылок, листов металла и даже костей. Смысл архитектурного высказывания – ущерб, нанесенный человеком природе для достижения мечты.

«Мавзолей мечты построен на личных переживаниях. Каждый человек хочет жить хорошо, в достатке, в удобстве, но зачастую не замечает, как реализуя свою мечту, уничтожает красоту вокруг себя. Счастье – недостижимая цель, но даже приблизившись к ней, мы сразу же ее обесцениваем – нам всегда мало. Искусственные пальмы – мавзолей человеческой жадности, глупости. Человек всегда хочет достать того самого журавля в небе, и не видит прекрасного рядом с собой», — прокомментировал идею проекта его автор Тотан Кузембаев.

К новому арт-объекту Тотан Кузембаева был создан аудиоспектакль руководителя «театра post» Дмитрия Волкострелова, рассказывающий о происхождении строительных материалов и их роли в истории строительства и развитии человеческой цивилизации.

На вопрос «Счастье есть?» отвечали не только новые объекты. Счастье искали и в уже всемирно-известных объектах. Так, «открыточная» Ротонда, построенная в 2009 году по проекту Александра Бродского, наполнилась новыми смыслами. В арт-объекте прошел перфоманс «Стена плача» авторства Анны Гилевой, Ню Симакиной, Анастасии Сазоновой и Валерии Абрамовой. Ненадолго Ротонда стала безопасным пространством, в котором каждый мог дать волю своим эмоциям. Выход негативных эмоций необходим для наступления легкости и счастья.

Анастасия Сазонова: «Тема перформанса, как и всего фестиваля – счастье, несмотря на название. Когда мы работали над идеей перформанса, то пытались понять, как появляется счастье, и какое место занимает внутри каждого из нас. Стало понятно, что для счастья нужна легкость и внутреннее пространство, которое часто заполнено негативом и не выраженными эмоциями. Слезы и плач помогают нам освободиться от злости, обид, грусти.

В последнее время я часто вижу, что люди зачастую застревают в одном из негативных состояний. По модели Кюблер-Росс последний пятый этап – это как раз принятие. Для того, чтобы оно наступило важно прожить все предыдущие этапы, если этого не происходит, то появляется агрессия, с которой человеку справиться крайне трудно. Особенно сейчас многие люди не могут позволить себе плакать из-за страхов и боязни казаться слабыми.

При создании перформанса мы изучали концепт плача разных народов. Самое интересное это славянские плачи, которые сохранились до наших дней. Правда теперь они стали более коммерческими и связанными с трагическими событиями. Раньше плакальщицы были и на свадьбах, они помогали отпускать старую жизнь невесты, чтобы в новую все не нести прошлые печали».

В этом году «Архстояние» было чуть менее архитектурным, чем всегда. Среди проектов участников только два – «Мавзолей мечты» и «Аквариум» Сергея Шеховцова получат постоянную прописку в арт-парке. Остальные радовали глаз и отвечали на вопрос о счастье только в дни фестиваля.

Кстати, в фестивале этого года есть еще одна интрига: в результате проведенного конкурса Жюри выбрало победителя, однако из-за технических особенностей проекта, его реализация отложена. Может быть, именно он поставит точку в ответе на вопрос «Счастье есть?»

По материалам

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»