Технологии

Слабое звено: кто отстает в цифровой триаде «проектирование — строительство — эксплуатация»?

В Москве на 11% снизилась доля невысоких новостроек

Архитектура
09.04.2023

В Москве появятся скульптуры из старых портовых плит

Жилье
08.04.2023

На юге Москвы появится жилой комплекс в стиле ар-деко

Жилье
08.04.2023

В I квартале 2023 года восстановлены права более 9 тысяч обманутых дольщиков

Жилье
07.04.2023

Названы самые доступные квартиры с отделкой в Новой Москве

Жилье
07.04.2023

В Новой Москве построили малоэтажный жилой комплекс

Ипотека
07.04.2023

«Банк ДОМ.РФ» упростил процесс подачи заявок на ипотеку

Ипотека
07.04.2023

Сбербанк запустил ипотеку на покупку коммерческой недвижимости физлицами

Все новости

Реклама

  • Что обязательно должно быть во дворе современного жилого комплекса?

    Детская и спортивная площадки  

      (42.86%)

    Лужайка, деревья и клумбы с цветами  

      (25.71%)

    Зоны отдыха «для всей семьи» (беседки, мангалы, амфитеатр и т.п.)  

      (14.29%)

    Все и сразу  

      (8.57%)

    Площадки для выгула собак, игр и дрессировки  

      (5.71%)

    Большая парковка для машин  

      (2.86%)

  • К опросу






    Главная

    Публикации

    Технологии

    Слабое звено: кто отстает в цифровой триаде «проектирование — строительство — эксплуатация»?

    Слабое звено: кто отстает в цифровой триаде «проектирование — строительство — эксплуатация»?

    10 апреля 2023


    /FOTODOM

    В рамках исследования «Лаборатории цифровизации жилья» (ЛЦЖ), с результатами которого «Стройгазета» ознакомилась одной из первых, выяснилось, что почти половина всех бизнес-процессов в управляющих компаниях (УК) не имеет инструментов цифровизации.

    Сразу оговоримся: мы далеки от того, чтобы обвинять большинство УК в косности, инертности и лени. Дело в другом — в отсутствии необходимых решений на рынке: в этих условиях кто-то просто ждет, пока соответствующие продукты появятся, а самые активные ищут сходные решения в смежных сферах. Такие решения могут заимствоваться из девелопмента, телекоммуникаций, продаж и популярных онлайн-сервисов и приспосабливаться для работы УК.

    По оценкам ЛЦЖ, почти все обязательные бизнес-процессы УК в той или иной степени подлежат автоматизации, но лишь 28% из них можно автоматизировать за счет имеющихся на рынке инструментов. Еще 24% можно оцифровать за счет продуктов, предназначенных для смежных сфер и которые еще надо доработать под свои задачи. До половины бизнес-процессов настолько специфичны и узки, что их программирование — это, по сути, работа с нуля.

    По наблюдениям отраслевых специалистов, за последние два года перечень готовых решений для автоматизации бизнес-процессов УК вырос на 20%. Впрочем, это, так скажем, не уникальные продукты, а решения из других областей, модифицированные под задачи УК самими разработчиками. «Так, например, функции биллинга были расширены под специфику работы с платежными документами собственников жилья, появились инструменты для планирования и выполнения задач по эксплуатации объектов, которые перекочевали из сервисов для промышленных предприятий, — прокомментировали «Стройгазете» исследователи из ЛЦЖ. — Несмотря на появление новых сервисов, имеющихся темпов внедрения новых продуктов не хватает для устранения разрыва «ожидание — реальность».

    По большому счету, рассматриваемая проблема (оцифровка всей деятельности УК) — большая часть процесса цифровизации сферы ЖКХ в целом. А это огромная работа, требующая активного стимулирования, изменения и дополнения в нормативно-правовой базе, регламентирующей эксплуатацию и управление жилищного фонда, что, в свою очередь, диктует появление целых цифровых платформ, задействующих обширный комплекс взаимосвязанных и нормально взаимодействующих друг с другом цифровых инструментов.

    Пока же большинство «управляшек» вынуждены работать примерно на уровне ветхозаветных ЖЭКов. Конечно, некоторые процессы автоматизированы даже в самых «ленивых» УК: просто их уже невозможно осуществлять в прежнем режиме (например, бухгалтерский учет и услуги контакт-центра), а соответствующие направления полностью автоматизированы во всей российской экономике.

    Но цифровизация других процессов требует все же больших усилий, особенно когда в них подразумевается взаимодействие с инженерной инфраструктурой. Цифровизация работы УК способна осовременить деятельность компании, уменьшить трудозатраты и ручной труд, повысив прозрачность и качество предоставляемых услуг. Ведь не секрет, что доходность УК, скажем так, несколько отличается от доходности нефтетрейдеров. Таким образом, цифровизация — также инструмент для повышения маржинальности УК.

    Итак, что делать? Собственно, решение этого вопроса лежит на поверхности. Активно внедряя технологии информационного моделирования на стадии проектирования и строительства, производители софта несколько «забыли» о последней и, наверное, самой важной части этой триады — стадии эксплуатации. То есть следует расширить границы оцифровки проекта до стадии эксплуатации. А прибавив к этому IoT-технологии, возможности искусственного интеллекта и Big Data, можно получить искомый результат. Очень важно при этом, что называется, окунуть производителей цифровых продуктов в жилищно-коммунальную стихию. Потому что на рынке большинство айтишников сейчас ориентируется на потребности проектировщиков и строителей, и лишь совсем малая часть их работает на нужды УК. Хотя здесь — океан возможностей.

    Кстати:

    Ранее Фонд «Институт экономики города» презентовал свой взгляд на разработку стандартов деятельности по управлению многоквартирными домами (МКД), видя в этом базу взаимодействия собственников жилья и УК. При этом силами АНО «Умный МКД» и привлеченными экспертами ведется подготовка к регламентации цифрового развития коммунальной сферы. Все это способно помочь ликвидировать технологический разрыв, наблюдаемый сейчас в ЖКХ.

    По материалам

    Похожие статьи

    Кнопка «Наверх»