Бизнес

Заглянуть в будущее на стадии проекта

В центре Москвы появится элитный квартал из 14 домов

Новости инфопартнеров
22.02.2023

Первые экзаменуемые в ЦОК «Арктический» получили свидетельства о квалификации

Жилье
22.02.2023

В рамках КРТ в Тюмени построят жилье комфорт-класса

Новости инфопартнеров
22.02.2023

До конца приема заявок на премию Urban Awards осталась неделя

Жилье
22.02.2023

Названы пять критериев выбора жилья мужчинами

Строительство
22.02.2023

Вместо долгостроя на юго-западе Москвы появился апарт-отель

Новости инфопартнеров
22.02.2023

Миллиардные контракты для строителей и проектировщиков представят в Екатеринбурге 2 марта 2023 года

Жилье
22.02.2023

Покупатели «вторички» в Москве стали массово запрашивать скидки у продавцов

Все новости

Реклама

Реклама

  • Опрос СГ

    Ощутили ли вы увеличение стоимости ЖКУ, которое произошло в декабре 2022 года?

  • Да, был(а) неприятно удивлен(а) новым платежкам

  • Нет, практически не ощутил(а) поднятие стоимости ЖКУ

  • Как не платил(а) за «коммуналку», так и не плачу

  • Компенсировал(а) подорожание ЖКУ экономией ресурсов

  • Рост трат на «коммуналку» компенсировал(а) за счет снижение других расходов



  • Результат

    Архив опросов






    Главная

    Публикации

    Бизнес

    Заглянуть в будущее на стадии проекта

    Заглянуть в будущее на стадии проекта

    22 февраля 2023

    Несмотря на экономический кризис, прошлый год продемонстрировал высокие показатели в строительстве: пострено 101,5 млн кв. метров жилья и более 27 тыс. км автодорог. О том, что происходит в отрасли «Стройгазете» рассказал Рустам Мухаметханов, руководителя группы проектирования генпланов в ГУП «Татинвестгражданпроект», член международного профессионального сообщества American Planning Association.

    — Рустам, что за парадокс: по стране бьют санкциями, но объемы строительства не падают, а растут?

    — Первая причина очевидна — это поддержка отрасли. По данным Минстроя России, в стройкомплексе занято 1,8 млн человек, с семьями — это 5-6 млн россиян. Поэтому со стороны правительства и идет поддержка, денежные интервенции в отрасль, госзаказы, что позволяет сохранять темпы строительства.

    Вторая причина — экономическая. Все привыкли, что любой кризис оставляет за собой последствия, самая неприятная из них – инфляция. Недвижимость всегда остается надежным средством инвестирования. Один рубль, вложенный в период ослабления рынка, принесет два рубля после выхода из кризиса. Понимая, что материалы в следующем сезоне станут дороже на 15-20%, все подрядчики стараются ускорить темпы строительства, чтобы выиграть на этой разнице.

    Третья причина — в наших гражданах. Стараясь сохранить и приумножить собственные накопления, люди вкладываются в объекты недвижимости, порождая рост спроса. На эту тенденцию, в свою очередь, реагирует застройщик и активизирует строительный рынок. Все эти факторы в совокупности и делают строительную отрасль устойчивой к кризисным явлениям.

    — Как вела себя отрасль в предыдущие кризисы? И какие вам приходилось в связи с этим принимать решения?

    — На время моей профессиональной деятельности пришлось два кризиса: в 2014-м и нынешний. У них была разная природа и разные пути выхода. В 2014 году произошел отток иностранного капитала, ускорился рост инфляции, выросли кредитные ставки. Покупательская способность с обвалом курса рубля у наших сограждан упала. Все это привело к тому, что рухнул рыночный спрос на строительном рынке. Отрасль стала зависима от дотаций. Вся работа строилась в основном на бюджетном финансировании — и тогда начался путь к импортозамещению. В это время я работал в «Казанском Гипронииавиапроме», где занимались проектированием наукограда Иннополис. И в инженерном оборудовании, элементах благоустройства, материалах мы старались не применять зарубежные образцы, а искали эквиваленты отечественных производителей. В итоге мне удавалось находить и применять материалы, не только не уступающие по характеристикам, но и превосходящие западные аналоги. Так, для освещения, уличного спортивного оборудования, элементов озеленения для Иннополиса мною подбирались российские образцы.

    Такая адаптивность пригождалась не раз. Когда в 2020 году выполняли проект реконструкции НКЦ «Казань», то для организации рельефа требовалось применить метод террасирования склона. Предлагалось укрепление террас спецкаркасом немецкого производства. Однако мне расчетом устойчивости склона удалось подтвердить, что специальных мер по защите конструкции не требуется: достаточно укрепить откос геоматами местных производителей. Годы подтвердили правильность решения.

    Также в связи с тем, что покупательская способность у населения сильно снизилась, у застройщиков жилья началась «битва» за платежеспособного клиента, что вызвало взрывной рост качества предлагаемых услуг. Требовалось полностью переосмыслить процессы проектирования удобной для жизни среды – чем я, собственно говоря, и занялся. На моем счету около десяти различных, неповторяющихся жилых комплексов нашего города от таких крупных девелоперов как «Ак барс», «Унистрой», «Сувар» и других. Были объекты в Москве, Санкт-Петербурге, Йошкар-Оле, Уфе.

    — Вы – один из заметных специалистов, работавших по московской программе реновации. Она подразумевала демонтаж ветхих зданий столицы и строительство на их месте современного комфортабельного жилья. Как справились с задачей?

    — Это был сложный и интересный проект. Искали нестандартные подходы. Например, в проекте 2019 года в жилом доме по улице Давыдковской архитекторы по моим рекомендациям смогли выполнить планировки этажей так, что все квартиры имели хотя бы по одному окну с одной стороны дома. Это требуется для возможности развертывания пожарной лестницы. Я смог освободить другую сторону для размещения там требуемой инфраструктуры.

    У людей было много страхов, связанных с программой реновации. Опасения жителей города касались сноса старых зданий и качества новых, опасения властей заключались в издержках, которые придется понести… Думаю, в итоге мы смогли угодить всем. Этот проект я с удовольствием вписал в свое резюме как один из самых успешных и интересных.

    — В списке ваших знаковых проектов есть и IT-парк в Казани, который стал рукотворной достопримечательностью города и украшением набережной озера Кабан?

    — Да. Это одна из интереснейших моих работ в 2022 году. Объект расположен в историческом центре города. Здание в стиле хайтек туда бы не вписалось, но назначение здания IT-парка требовало современной стилистики. Мы с командой придумали оформить его в традиционных теплых тонах: бежевом, сером, но подчеркнуть экстерьер яркими деталями. Так на объекте появились отдельные светящиеся камни брусчатки, неоднородные колотые тротуарные плиты, дизайнерские архитектурные формы, которые понравились жителям города.

    — Какова Ваша роль была в строительстве Иннополиса? Ведь уникальный город предстояло выстроить с нуля?

    — Моя зона ответственности в грандиозном проекте включала улично-дорожную сеть и вертикальные решения города. Город строился на холмах с резкими перепадами. Приходилось срезать до 12 м грунта, чтобы выровнять площадку строительства. На подъездной дороге от трассы М-7 было применено уникальное решение. Из-за особенностей геологических данных отсутствовала возможность возведения моста через глубокий овраг. большой глубины. И мы решили выполнить насыпь из грунта, максимальная высота которой составила 52 метра. Вся команда пыталась найти аналоги в мировой практике, но не нашла.

    В инженерном смысле на площадке Иннополиса присутствовали все возможные решения по организации рельефа и планировки. Я разводил инженерные сети по площади всего города. А после выдачи всех чертежей, отправился в командировку в Иннополис и контролировал соблюдение подрядчиками всех принятых в проекте решений. Он был сложным, но интересным. Я занимался этим проектом с 2012 года до 2016 год. До нас такой объем работы не делал, наверное, никто. Это и было главным стимулом, первопроходцами в чем-то быть всегда увлекательно и почетно.

    — Поговорим на «дорожную» тему: 27 тыс. км дорог в России за год — это много или мало?

    — Красноречиво на этот вопрос ответят два рейтинга. Первый — протяженность дорог на душу населения, где Россия занимает скромное 43-е место. И второй — общая протяженность дорожной сети. Так, в 2020 году Россия занимала пятое место в мире по общей суммарной длине. Сеть дорог в нашей стране составляла 1,55 млн км. При этом лидирующая позиция в этом рейтинге принадлежала США с 7,15 млн км. Перевес значительный. Если при этом вспомнить, что площадь нашей страны почти в два раза превышает площадь США, то ответ напрашивается сам собой: для создания конкурентоспособной экономики страны темпы строительства дорог непременно надо увеличивать.

    — Почему «дорожная» проблема актуальна из года в год? Что делать, чтобы они были качественными?

    — Во многих частях страны качество дорог хромает. Как часто бывает, здесь играет роль совокупность различных факторов. Первая и самая затратная статья, к сожалению, мошеннические действия в период процесса строительства. Это проблема характерна для стройотрасли России, хотя меры к ее решению регулярно применяются.

    Второй фактор — несовершенство технологий строительства и технологических процессов. Во многом материалы и инструменты, применяемые в дорожной отрасли, не успевают за растущими потребностями.

    Следующий фактор — это климат страны. К примеру, есть требования к качеству покрытия, характеризующееся устойчивостью к промерзанию. Стандартом считается 50 циклов замораживания-оттаивания. Но значит ли это, что дорога прослужит 50 лет? Совсем нет, в одном только марте в Татарстане температура воздуха может переходить через ноль 3-4 раза. В результате — свежее дорожное покрытие через пару лет в выбоинах. Иначе как своевременным ремонтом с этим фактором трудно бороться.

    — Есть еще одна «дорожная» проблема, которую не всегда учитывают на этапе строительства. Это пробки.

    — В отличие от проблем текущих проблему пробок надо решать задолго до фактического появления. То есть на стадии проекта новой улицы, жилого микрорайона, я должен «заглянуть в будущее» и избавить людей, которые будут пользоваться плодами моего труда через 5-10-15 лет, от трудностей передвижения. В своей работе я часто прибегаю к помощи информационного моделирования. Мы анализируем существующий трафик автотранспорта на участке под проектируемую застройку, рассчитываем прирост этого трафика после ввода объекта, делаем предварительный эскиз дорожной сети данного района, строим цифровую модель в спецкомплексе. А машина с искусственным интеллектом указывает на места и узлы, которые следует пересмотреть, либо указывает, что какой-то участок остается слабо задействован и на него можно перенаправить часть движения. Такой симбиоз творческого подхода проектировщика и точность расчетов машинного кода исключают ошибки и дают потрясающие результаты.

    — Рождение нового генплана, проекта планировки территории, новой дороги или улицы — это всегда труд большой команды единомышленников. Как вы ее подбираете?

    — От идеи до брусчатки или посаженного дерева, проект пройдет через десятки рук и мнений. Важно, чтобы все в этой цепочке были в информационной повестке, понимали друг друга на интуитивном уровне. Поэтому главное, когда команда требует расширения и усиления, чтобы у человека наладился контакт с коллегами. Не так важно, насколько соискатель подкован технически, всему можно научиться, если погрузиться в дело с головой. Если он точно знает, что хочет работать с нами, готов принять наш темп, готов сразу взять на себя ответственность за общие результаты, то, разумеется, этот человек в нашей «обойме».

    — Попробуем сделать прогноз для строительной отрасли на ближайшие годы?

    — Строительная отрасль не может остановиться. Возможно, темпы ввода жилых объектов в ближайшие годы снизятся из-за растущих цен и ставок по кредитам. Но никогда правительство страны не бросало все на самотек, всегда находились методы поддержки отрасли. Так будет и сейчас. Тем более, государство продолжает инвестировать в транспортную инфраструктуру. На ближайшие годы запланировано много крупных инфраструктурных объектов. Например, строительство участков Трансполярной магистрали, высокоскоростной железной дороги Москва — Санкт-Петербург, «Северный широтный ход — 2», автомобильные трассы КАД-2, обходы Нижнего Новгорода, Краснодара, Самары, Рязани, Барнаула, Владивостока. Запланировано строительство мостов через Обь, Волгу, Калининградский залив, предусмотрено строительство линий метрополитена в Новосибирске, Волгограде, Казани.

    География больших строек обширная, заметна тенденция к развитию дальних регионов. Поэтому тем, кто сейчас начинает свой путь в профессиональной сфере, я бы порекомендовал обратить свой взор на это направление.

    — Поделитесь личными профессиональными планами?

    — Я бы хотел иметь в своем багаже объект мирового уровня. Желал бы поработать с именитыми урбанистами и сделать проект для Европы, Азии, Америки. У меня был опыт коллаборации с иностранными специалистами, например, при благоустройстве набережной озера Кабан. Концепцию предложили китайские коллеги. Сейчас занимаемся новым зданием Государственного татарского театра, в проектировании которого оказывают помощь японские специалисты. Эти объекты тоже повод для гордости, но ближайшие мои планы — выйти на международные рынки и добавить в послужной список проекты за границами России.

    По материалам

    Похожие статьи

    Кнопка «Наверх»