Инфраструктура

Девелопмент с большой дороги: свыше 45 млн «квадратов» недвижимости могут построить вдоль МЦК, МЦД и БКЛ


/FOTODOM

В столице формируется единая интегрированная система внеуличного скоростного транспорта. Новый транспортный каркас города включает в себя два железнодорожных проекта — Московское центральное кольцо (МЦК) и Московские центральные диаметры (МЦД), а также Большую кольцевую линию (БКЛ) метро. Однако помимо решения транспортного вопроса и улучшения дорожной ситуации в городе запуск движения по этим маршрутам будет иметь огромное градостроительное значение, причем не только для Москвы, но и для всей агломерации.

Столица на протяжении последних лет руководствуется принципами комплексного развития: любой городской район получает не только современное жилье, но и объекты инфраструктуры в шаговой доступности, в том числе и транспортные объекты. Не вызывает сомнения, что строительство транспортной инфраструктуры служит мощным драйвером развития территорий: с одной стороны, такие площадки привлекают потенциальных жителей благодаря транспортной доступности, с другой — это дополнительное конкурентное преимущество, служащее стимулом для дополнительных инвестиций.

«На каждый вложенный в инфраструктуру рубль мы получаем три рубля частных инвестиций. Это и новые рабочие места, и налоги в бюджет, и комплексное развитие территорий — все то, чем сегодня живет мегаполис», — пояснил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.

МЦК

Стоит отметить, что реализуемые сегодня в Москве проекты впечатляют не только горожан, но и инвесторов. «Самые значительные вехи на пути развития транспорта — скорость строительства метро, самая высокая за всю историю, а также возникновение МЦК… Можно говорить о том, что появление удобных транспортных маршрутов повышает привлекательность и цену жилья как минимум на 20%, а то и в разы», — считает исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский.

Первой из этих транспортных систем, запущенной в эксплуатацию, стало МЦК. По мнению Андрея Бочкарева, после открытия пассажирского движения по МЦК в сентябре 2016 года прилегающие территории получили новый статус. Значительная площадь, уникальное местоположение в срединной зоне города и обеспеченность скоростным транспортом превращают территории, расположенные вдоль МЦК, в зоны формирования новых общественных центров. «Это оценили и застройщики, которые заинтересованы в новых проектах вдоль МЦК», — подчеркнул заммэра.

Градостроительный потенциал этих территорий составляет порядка 2 млн «квадратов» недвижимости, в том числе не менее 750 тыс. коммерческой. Исходя из этого, по оценкам властей, в этих зонах предполагается создать порядка 40 тыс. мест приложения труда.

БКЛ

Аналогичный по значимости эффект будет иметь для города и БКЛ. Разница лишь в том, что станции БКЛ — в отличие от МЦК — расположатся в уже существующей застройке. По мнению декана факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгения Михайленко, для нового девелопмента будет меньше свободы, но больше возможностей для интеграции в существующую инфраструктуру и застройку.

Применительно к БКЛ стоит иметь в виду, что часть ее участков проходит по территории нового редевелопмента, например, на востоке Москвы. «Именно поэтому станции БКЛ также будут способствовать функциональному насыщению территорий; получит развитие и жилищное строительство. Особенно тут можно отметить ТПУ «Нижегородская», где будут соединяться несколько видов транспорта. Поэтому лет через пять мы увидим совсем иную застройку вокруг ТПУ», — предполагает эксперт.

Всего по расчетам столичных властей около БКЛ и вдоль нее можно будет построить более 20 млн «квадратов» различной недвижимости. Сейчас уже утверждены проекты планировки территорий и оформлены градостроительные планы земельных участков общей площадью около 1,9 тыс. га с потенциалом строительства порядка 17 млн кв. м различной недвижимости. На заседаниях Градостроительно-земельной комиссии города предварительно одобрено развитие еще 426 га, на которых может появиться около 4 млн новых «квадратов».

МЦД

Помимо этого, власти города и специалисты считают, что не менее привлекательным и многообещающим с точки зрения перспектив будущей застройки станет проект МЦД. Запуск по этим маршрутам регулярного пассажирского движения поездов в режиме наземного метро окажет существенное влияние на развитие тех территорий, по которым они проходят.

Необходимо заметить, что маршруты МЦД выбраны не случайно, они затрагивают зоны активного городского развития. Градостроительный потенциал только первых четырех маршрутов диаметров составляет порядка 23,4 млн кв. м различной недвижимости. Так, например, в полуторакилометровой зоне влияния станций может быть построено 13,3 млн «квадратов» жилья, а также 10,1 млн кв. м нежилой недвижимости. Такой объем деловой и коммерческой застройки наряду с жильем позволит создать около 1,2 млн новых рабочих мест, что, кстати, в полной мере отвечает политике полицентризма и комплексного развития территорий.

Андрей БОЧКАРЕВ, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:

«Из «городских задворков» прилегающие к новому транспортному каркасу территории превратились в значимую часть столицы, привлекательную для жителей и бизнеса»

По материалам

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»