Строительство

«Храмы науки»: исторические аспекты типового школьного строительства


Михаил Колобаев/ пресс-служба Стройкомплекса Москвы

В новом учебном году в России откроются 155 новых школ. Большая часть школьных зданий в стране была построена и продолжает строиться по типовым проектам. Работа по внедрению института типового проектирования в российском стройкомплексе продолжается и сегодня. Применение таких проектов позволит значительно сократить сроки и уменьшить затраты на строительство школ и других общественно значимых объектов. Об этом «Стройгазете» сообщили в пресс-службе Главгосэкспертизы России.

Системное развитие народного просвещения начало формироваться в России в XVIII веке с началом петровских реформ. Именно Петр заложил основы «элементарного», то есть начального образования и сделал его о6язательным для детей дворянских и служащих сословий. Первая в стране общеобразовательная гимназия «для изучения языков и разных наук» была основана в Москве Эрнстом Глюком в 1703 году. А здание, где она размещалась, и сегодня известно как «Дом Глюка» на Маросейке, 11. С петровских времен ведется и отсчет проектирования и строительства школ как особой категории общественных зданий. Первые проекты светских учебных заведений разрабатывались на основе церковно-приходских училищ. И только в ХIX–начале ХХ века стали появляться типовые проекты на основе регулируемых государством строительных норм.

В СССР регламент проектирования и строительства школ сложился на рубеже 1920-1930-х годов. Отдельными постановлениями были введены единые требования к организации пространства и учебного процесса. Так появились проекты зданий на 280, 400 и 800 мест высотой в 2-4 этажа. По нормам, на учебные классы отводили не менее 60-65% площади всего здания. Первой типовой школой советского образца считают проект 1939 года архитектора Лидии Степановой. Именно ее школы массово строились в Москве вплоть до 1950-х годов и стали одним из самых характерных маркеров столичной архитектуры середины XX века. Они сохранились до сих пор и узнаваемы по фасадам из красного кирпича с белым декором из бетона. Очередной проект Степановой, четырехэтажная школа на 880 учащихся, с 1949 по 1950 год был единственным типовым проектом, допущенным к строительству в Москве. В 1950 году архитектор разработала проект пятиэтажного здания, по нему было построено около сотни школ.

Следующий этап типового проектирования школьных зданий связан с началом индустриального жилищного строительства и появлением стандартных микрорайонов «хрущевских» серий. Проекты школ и детсадов подгонялись под локальные перспективы роста населения и этажность окружающей застройки. Так, школы серии МЮ и 65-426/8 появлялись в районах пятиэтажек. А школы серии V-76 встраивались в 9-ти и 12-этажные микрорайоны. Характерная особенность таких школ – площадь классов не более 50 кв. м, при норме 1,2 кв. м на одного ученика.

Современные проекты школьных зданий выполняются с учетом обновленных требований к учебному процессу, установленным Министерством образования и науки РФ, и встраиваются в общую парадигму инновационного развития страны. Новые типовые школы сегодня проектируются в основном по модульному принципу. Это позволяет не только улучшить адаптивные свойства архитектурных решений – иначе говоря, приспособляемость зданий к новым функциям и условиям эксплуатации, но и существенно оптимизировать затраты при их возведении в любом регионе России.

Стоит также отметить, что в строительной практике, в том числе в советское время, типовые проекты никогда не включали в себя решения по фундаментам и внешним сетям инженерно-технического обеспечения.

«Типовой всегда была только надземная часть здания, а по фундаментам и инженерным сетям решения принимаются индивидуально для каждой площадки строительства. Это исключает риски возведения школ и других социально значимых объектов там, где строительство нецелесообразно с учетом неблагоприятных природных условий. Например, в случае распространения оползневых процессов стоимость реализации мероприятий инженерной защиты может перекрыть стоимость строительства самого типового объекта», — пояснил заместитель начальника отдела инженерных изысканий Управления строительных решений Главгосэкспертизы России Леонид Футорянский.

Согласно Градкодексу, типовой признается проектная документация, которая получила положительное заключение государственной экспертизы и признана регулятором допустимой для включения в реестр типовой документации. Сведения о таких проектах включаются в единый государственный реестр заключений (ЕГРЗ).

Подробнее с типовыми проектами образовательных учреждений можно ознакомиться на портале Витрина проектов ЕГРЗ.

По материалам

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»