Интервью

Не меняя курса: Андрей Бочкарев о главных стройках столицы и планах на будущее


АГН «Москва»

К Дню города в Москве завершилось строительство десятка различных объектов, в том числе и уникальных. При этом столичный стройкомплекс уже к сентябрю выполнил городской план по вводу недвижимости почти на 90%. О том, как работают московские строители в условиях санкций и экономических трудностей, «Стройгазете» рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей БОЧКАРЕВ.


«СГ»: Андрей Юрьевич, расскажите об итогах работы строителей с начала года.


Андрей Бочкарев:
Столичный стройкомплекс набрал ход и идет к очередному рекорду по вводу недвижимости. За восемь месяцев в городе построено и введено в эксплуатацию 7,6 млн квадратных метров недвижимости, в том числе около 4 млн «квадратов» жилья. Однако высока доля и инфраструктурных объектов. Наряду с жильем строится социальная и коммерческая недвижимость. Это позволяет создавать современную и качественную городскую среду: появляются новые поликлиники, спортивные объекты, благоустроенные территории и рабочие места. Так, с начала года сдано 22 детских сада, 15 школ, 14 спортивных, девять медицинских и три культурных объекта. В целом, годовой план по вводу недвижимости выполнен на 86 %.

«СГ»: Какие приоритеты ставит перед собой стройкомплекс на ближайшие годы?


А.Б.:
Вектор градостроительной политики на протяжении последних 11 лет неизменен — наша работа направлена на повышение качества жизни каждого москвича. Именно поэтому приоритетными направлениями были и остаются транспортное строительство, обновление жилого фонда, возведение соцобъектов.

«СГ»: Расскажите о перспективах транспортного развития столицы.


А.Б.:
Таких темпов возведения инфраструктуры, как в Москве, нет ни в одном другом мегаполисе мира. В ближайшее время завершится реализация нескольких проектов, которые коренным образом изменят транспортное поведение москвичей.

Во-первых, продолжается строительство Большой кольцевой линии метро. БКЛ станет самой протяженной подземной кольцевой линией метро в мире: длина кольца составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо. Перед нами стоит задача: до конца года закончить строительные работы на оставшихся девяти станциях БКЛ и подготовить их к приему пассажиров.

Во-вторых, до конца следующего года мы хотим завершить формирование Московского скоростного диаметра — новой транспортной артерии столицы, которая улучшит обслуживание 5 млн жителей в более чем 40 районах города. Новая трасса, включающая в себя Юго-Восточную (ЮВХ) и Северо-Восточную (СВХ) хорды, по своим масштабам будет сопоставима с крупнейшими городскими трассами МКАД и ТТК.

«СГ»: После окончания этих мегапроектов стоит ожидать снижения темпов транспортного строительства?


А.Б.:
Ни в коем случае. Москва — один из самых динамично развивающихся мегаполисов мира: строительство недвижимости, формирование новых кварталов на месте бывших промзон, изменение структуры городских территорий, происходящее в рамках программы реновации жилого фонда, требуют не менее активного строительства автомобильных и железных дорог, а также метро.

Так, до конца 2024 года планируется построить 249 км дорог, 83 эстакады, тоннеля, моста и 46 пешеходных переходов. При этом уже сейчас прорабатывается план транспортного развития города на две пятилетки: с 2023 по 2027 и с 2028 по 2032 годы. По предварительным оценкам, за этот период предстоит построить порядка 590 км улично-дорожной сети, 117 различных транспортных сооружений и 92 внеуличных пешеходных перехода.

Если говорить о метро, то после запуска БКЛ мы направим усилия на строительство новых радиальных линий — Троицкой, Бирюлевской и Рублево-Архангельской, а также на продление существующих — Сокольнической, Арбатско-Покровской и Люблинско-Дмитровской.

«СГ»: Сказываются ли санкции и различные ограничения на стройотрасли?


А.Б.:
Безусловно, однако я бы не стал преувеличивать их влияние. Наоборот, в критической ситуации обозначились точки роста — направления, по которым необходимо усилить работу: снижение административных барьеров, цифровизация отрасли, внедрение новых технологий… К тому же все городские стройки имеют подтвержденное финансирование, что закреплено в адресной инвестиционной программе (АИП), рассчитанной на несколько лет вперед. Напомню, АИП выступает гарантом выполнения социальных обязательств правительства Москвы.

«СГ»: А как застройщики чувствуют себя в сложившихся условиях?


А.Б.
: Никаких оснований для пессимизма нет: бизнес в стройотрасли чувствует себя уверенно. Лучше всего об этом говорят цифры. Посудите сами: с начала года инвесторам выдано 179 разрешений на ввод в эксплуатацию недвижимости общей площадью более 5,9 млн новых «квадратов», то есть ни кризис, ни санкции не помешали им реализовать начатое. В то же время, созданный в последние годы в столице благоприятный инвестиционный климат позволяет девелоперам даже в сложившейся непростой обстановке начинать новые градостроительные проекты, рассчитанные на несколько лет вперед. Так, за первые восемь месяцев года частным инвесторам выдано 268 разрешений на строительство в столице более чем 9,1 млн кв. м различной недвижимости.

Более того, можно сказать, что инвестиционное сообщество с уверенностью смотрит в будущее — девелоперы планируют и согласовывают новые проекты на отдаленную перспективу. Так, только с января по август было одобрено строительство в столице 17,5 млн «квадратов» всех типов недвижимости. Наибольший объем одобренных строек приходится на долю жилья — около 8,3 млн кв. м, однако при этом вырос запрос и на реализацию проектов коммерческой недвижимости: помимо жилья город согласился со строительством почти 4 млн кв. м недвижимости промышленного назначения и более 3,5 млн кв. м — офисного. Кроме того, согласована реализация торговых объектов площадью почти 1,8 млн кв. м.

«СГ»: Еще один аспект санкций — уход с российского рынка иностранных поставщиков стройматериалов. Насколько оправданы опасения возникновения дефицита?


А.Б.:
Застройщики достаточно оперативно нашли альтернативные варианты поставок материалов и товаров, необходимых в строительном процессе. Подавляющая часть необходимого производится и поставляется на территорию Москвы вне зависимости от каких-либо внешних факторов — российскими поставщиками или из дружественных стран. В частности, произошло переориентирование на азиатские рынки.

В то же время, эта ситуация стимулировала производство в России. Так, например, энергосиловое оборудование, которое устанавливается на объектах метрополитена, выпускается отечественной компанией. На фоне санкционного давления активизировали выпуск лифтового оборудования Карачаровский механический и Щербинский лифтостроительный заводы. Кроме того, на строящихся объектах начали устанавливать насосное оборудование, терморегуляторы для приборов отопления, кабельную продукцию и приборы отопления для общественных помещений, производство которых налажено или локализовано на территории России. С учетом того, что инженерные системы считаются одной из наиболее зависимых от импорта сфер, в данном случае можно говорить о примере оперативного импортозамещения.

«СГ»: Отразится ли текущая ситуация на программе реновации жилого фонда?


А.Б.:
Это одна из самых масштабных градостроительных программ, реализуемых в Москве, причем как по трудозатратам, так и по ожидаемому эффекту: она касается жизни каждого жителя столицы.

С момента старта программы мы уже ввели 2,6 млн жилых «квадратов», что позволило переселить 65 тыс. москвичей. Только с начала года строители сдали 29 новостроек реновации общей площадью 340 тыс. кв. м, этот объем жилья позволит обеспечить переселение около 12 тыс. человек. При этом 12 домов уже переданы под заселение.

В настоящее время идет проектирование еще 237 домов жилой площадью 4,7 млн кв. м и строительство 167 домов на 2,75 млн.

«СГ»: Продолжается реорганизация столичных промзон. Стоит ли ожидать новых интересных объектов на бывших заводских территориях?


А.Б.
: У нас нет цели застроить бывшие промзоны любой недвижимостью. С помощью этой программы город решает задачи системной реконструкции городского ландшафта, ведь наличие больших площадок с хорошей транспортной доступностью позволяет сформировать качественную многофункциональную и комфортную городскую среду. Особо стоит обратить внимание на то, что все проекты развития производственных территорий подразумевают комплексность: наряду с жильем возводится социальная и транспортная инфраструктуры, создаются рабочие места, появляются парки и зоны отдыха.

Подтверждением этого является тот факт, что с начала года в границах промышленно-коммунальных зон введено в эксплуатацию 63 объекта, среди которых 36 жилых домов, 13 складов, семь офисных и торговых центров, 3 производственных объекта, два детских сада и две школы. Наибольший ввод отмечается в границах промзон №27 «ЗИЛ», №56 «Грайвороново», №53 «Калошино», а также на территории бывшего Тушинского аэродрома. Замечу, общая площадь введенной недвижимости на территориях промзон составляет 2,5 млн кв. м, в том числе 1,28 млн кв. м жилья. При этом до конца года мы ожидаем ввод еще 27 объектов площадью 1,35 млн кв. м, из них только 320 тыс. «квадратов» жилья.

Андрей БОЧКАРЕВ, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:

«Столичный стройкомплекс набрал ход и идет к очередному рекорду по вводу недвижимости7,6 млн «квадратов» различной недвижимости построено и введено в эксплуатацию в Москве с начала года»

По материалам

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»